В каком коллективе можно достичь успеха, мужском или женском
Немецкий философ Отто Вейнингер посвятил свою книгу «Пол и характер» доказательству тезиса, что женщина не может быть гением. Относительно тех женщин, которые все-таки оставили яркий след в истории культуры, он заявил: это удалось им потому, что все они имели мужскую сущность. Полагаю, что это суждение близко к истине, но не совсем верно.
Знаменитые женщины – это необязательно мужеподобные тетки, это просто те, что разрешили себе быть «некрасивыми». Создать нечто совершенно новое и внедрить это, преодолев насмешки и сопротивление окружающих, может только тот, кто не пытается нравиться всем и каждому, словно стодолларовая купюра.
Между тем желание нравиться воспитывается у девочек с детства. Именно поэтому многие известные женщины относятся к типажу «синих чулков». Часто это женщины немолодые, уже вышедшие из того возраста, когда еще страшно выглядеть нелепо. Таково, например, большинство женщин-авторов новаторских оздоровительных методик, книги которых популярны в настоящее время.
Получается, что женщины обречены достигать успеха только в тех областях, где не надо бороться со своим окружением. Спрашивается, как объяснить, что порой встречаются женщины, являющиеся педагогами-новаторами? Ведь педагоги все-таки работают в коллективе, причем нередко враждебном. Однако противоречия здесь нет, поскольку коллектив этот на 90% женский.
Женщина может начать борьбу за свои идеи, но только не среди мужчин. Талантливую женщину в мужском коллективе быстро нейтрализуют с помощью насмешек и критики, если только это не старушка, смирившаяся с тем, что мужчины непременно создадут ей репутацию «старой ведьмы». Молодая и красивая в мужском коллективе сможет заниматься только чем-то банальным, либо будет довольствоваться ролью помощницы «великого человека». Если хотите быть «гениальной женщиной», уходите из мужского коллектива в женский.
«Но ведь в женских коллективах тоже бывают интриги и насмешки!» – возразят мне. Ссоры и интриги – да, а вот критиканство свойственно скорее мужским коллективам. Женские конфликты чаще носят мелкий «бытовой» характер вроде: «Вы больше не возьмете ключ от моего кабинета, потому что намусорили там в прошлом году!»
Что касается именно продвижения своих творческих идей, в женском коллективе это сделать проще, поскольку женщинам свойственно воспринимать женщин-лидеров и борцов за свою идею как мужчин, и у вас будут многочисленные поклонницы. Разумеется, всегда найдутся женщины, которые будут ругать вас, но они станут скорее нападать на вашу личность, а не на ваши идеи. Конечно, в случае если вы не собираетесь играть роль новатора, работать в мужском коллективе вам будет более комфортно и выгодно во всех отношениях, но ведь мы говорим о творческой самореализации!
Выносить свои проекты на суд мужской аудитории можно только тогда, когда уже есть готовые результаты. У мужчин более острые языки, и они загубят вашу идею своими насмешками еще на стадии ее разработки. Вне работы женщина, конечно, должна встречаться с мужчинами – это поднимает ей настроение, но работать среди мужчин в роли творца-новатора – только даром растрачивать свою энергию. Недаром знаменитая поэтесса Сафо была преподавательницей не у юношей, а у девушек.
Пребывание в женском коллективе не лишает женщину ее творческой силы. Она получает свою долю поддержки и восхищения от женщин, которые отводят ей роль «парня-заводилы». Так что Вейнингер, говоря о том, что талантливая женщина всегда чем-то напоминает мужчину, вероятно, вынес это суждение, наблюдая за поведением талантливых женщин в дамском обществе. Между прочим, в животном мире мы тоже можем наблюдать явление, когда самка берет на себя роль лидера в «женском коллективе» – например, у некоторых видов аквариумных рыбок. Если купленные рыбки оказываются двумя «девочками», одна из них начинает играть роль самца: строить гнездо из пузырьков и отпугивать от него других рыбок.
Таков же закон успешного творчества и для мужчин. Не следует думать, что в мужских коллективах «все против всех». У каждого мужчины-новатора создается своя группа поддержки, состоящая из мужчин, хотя бы временно принимающих на себя «женскую» роль ведомых. Между прочим, лица с «не той ориентацией» гораздо чаще добиваются значительных успехов именно потому, что работают без оглядки на суждения противоположного пола.
Если мне будут возражать, говоря, что мужчине гораздо проще работать в женском коллективе, я отвечу, что это справедливо, когда речь идет о рутинной работе, где надо лишь исполнять чужие указания, а что касается работы творческой, это не так. Мужчина, работающий в женском коллективе, обычно вместо того, чтобы трудиться над своим творческим проектом, тратит время на болтовню и позерство и постепенно деградирует.
Особенно такая ситуация характерна для мужчин-гуманитариев, работающих в женских коллективах. Деятельные молчуны, предпочитающие работать, а не заниматься дипломатией, часто становятся в женских коллективах жертвами интриг. Между прочим, если мужчины в женском коллективе находятся в меньшинстве, то талантливому мужчине, будь он хоть «семи пядей во лбу», как правило, уготована роль «мальчика для битья». Поэтому мы приходим к выводу: чтобы максимально реализовать свои творческие планы, на этапе разработки нового проекта мужчина должен работать среди мужчин, а женщина – среди женщин.