В воспитании «мелочей» не бывает
Как показывает практика, зачастую родители, прикладывая массу сил, терпения и знаний для интеллектуального, эмоционального и эстетического развития своего малыша, упускают очень важную составляющую в воспитании – своевременное формирование навыков общения у ребенка.
Более того, некоторые мамы и папы искренне убеждены, что все это «придет само собой».
Мол, по мере взросления ребенок сам научится правильно выстраивать свои отношения с людьми и выработает эти самые «навыки общения». Однако дети подрастают и неожиданно обнажаются очень болезненные пробелы в их воспитании в части, касающейся отношений с людьми: ребенок не умеет общаться со сверстниками, не знает, как приобрести друзей и как завоевать авторитет. Насколько это критично для его будущей жизни? Давайте рассмотрим типичную ситуацию.
Мы лепили куличи...
Вот во дворе малыши дружно лепят куличики из песка — процесс формирования навыков общения в самом разгаре. Чуть в стороне от них стоит девочка. Весь ее вид выражает огромное желание присоединиться к общей игре, но очевидно, что она не знает, как это сделать. Чуть подумав, она пытается просто молча включиться в общую забаву, но ее тут же отталкивает какой-то карапуз. К песочнице подскакивает мамочка, хватает в охапку ревущую дочку и произносит сакраментальное: «Это плохие дети! Пойдем, Машенька, мы с тобой в другой песочнице сделаем куличик, еще лучше, чем у них». За эти несколько секунд ребенок, благодаря маме, во-первых, успел усвоить, что другие дети – «плохие» и от них надо держаться подальше. Во-вторых, Машенька была лишена возможности попытаться преодолеть барьер между собой и сверстниками, то есть, навыки общения с незнакомыми людьми у нее так и остались в зачаточном состоянии. И, наконец, родительница пошатнула в ней уверенность в себе, дав новую установку: незачем добиваться своей цели, лучше отступить.
Что же мы получаем в итоге? Всего лишь пара необдуманных слов мамы (родительские установки!), а в жизненный сценарий малыша уже заложены первые «кирпичики» его возможных будущих комплексов и фобий: недоверие (страх) к посторонним, неуверенность в себе, неумение общаться. Еще несколько подобных ситуаций — и у ребенка сформируется позиция неудачника или человека с комплексом неполноценности.
Человек в принципе не может прожить свою жизнь без общения, причем, очень рано от него потребуются навыки общения с незнакомым окружением – ведь все мы неизбежно покидаем пеленки и коляски и выходим за порог дома. И уж тем более, в этой жизни нельзя добиться успеха без умения правильно общаться с совершенно разными по возрасту, социальному положению и должностному уровню людьми. Неизбежно возникает вопрос:
Как научить ребенка общаться?
В этом вопросе «изобретать велосипед» не нужно: формирование навыков общения у малыша начинается еще на территории вашего дома. Он должен уметь взаимодействовать с мамой и папой, бабушками и дедушками, своими сестрами и братьями, гостями. Он учится правильно формулировать свои просьбы, предлагать свою помощь, участвовать в общих занятиях и т.п. А вот когда малыш попадает во «внешний мир», то уже с ранних лет он должен свободно вступать в контакты с другими детьми. Это – основа его будущего умения «вписываться» в дальнейшем в любой коллектив, приобретать друзей, завоевывать авторитет. Именно там, в песочницах, на качелях, в играх в «дочки-матери» и т.п., у малыша продолжается формирование навыков общения. Поначалу грамотные родители сами помогают ребенку: «Здравствуйте, детки! Чем вы тут занимаетесь? Лепите куличик? Какой он у вас красивый получается! А можно – Машенька с вами поиграет?» Естественно, что авторитет взрослого человека сразу «гасит» недоверие и настороженность малышей к новенькой – и уже через пять минут все они вместе будут дружно возиться в песочнице.
Во время этого незамысловатого монолога мамы или папы Машенька получила, как минимум, два урока: первый — ничего опасного, враждебного или недоброго в незнакомых детях нет; второй — вступить в общую игру несложно, достаточно лишь уметь пользоваться двумя «волшебными» словами – «здравствуйте» и «можно». Впоследствии Машенька постепенно и сама станет смело, без стеснения, подходить к играющим во дворе детям, включаться в общие забавы и приобретать новых друзей.
Застенчивость или малообщительность?
Мудрые родители стараются не пропустить даже малейшие признаки застенчивости у своего ребенка. Они понимают, что эта черта «тормозит» формирование навыков общения и может в дальнейшем серьезно осложнить малышу жизнь. Не случайно психологи относят застенчивость к т.н. «социальным страхам». Вместе с тем, иногда мамы и папы путают малообщительность с застенчивостью и начинают понапрасну впадать в панику, лихорадочно отыскивая на просторах Интернета методы преодоления застенчивости. Это – совершено ни к чему, ведь далеко не всегда нежелание малыша общаться служит свидетельством его застенчивости или является сигналом о том, что формирование навыков общения дает «сбой»!
Есть просто самодостаточные дети, они не нуждаются в напарниках для своих игр. Есть малыши, которые, не общаясь с другими детьми, таким образом самоутверждаются: мол, как хочу – так и буду себя вести! И, наконец, малообщительность может быть следствием отставания ребенка в развитии от своих сверстников. Поэтому не стоит паниковать раньше времени: застенчивость проявляется у малыша в явном дискомфорте при общении с другими детьми. Если же этого дискомфорта он не испытывает, хотя и не стремится особо ни с кем общаться, то никакой проблемы застенчивости у него нет.
Не делай никому вреда!
Еще одна важная задача родителей — научить ребенка быть деликатным, тактичным, уважительным. Без этого о воспитанности ребенка не может быть и речи. Если вы услышали, как ваш 3-4-хлетний малыш интересуется: «А почему ты с папой не гуляешь – у тебя папы, что ли, нет?», «А почему у тебя так мало игрушек?», «А почему у тебя такие некрасивые кроссовки?» — не надо «списывать» такую бестактность на его возраст. Ее следует «списать» на ваше собственное неумение привить ребенку с детства уважительное и чуткое отношение к другим людям.
Знаете, что чаще всего повторяют в Индии малышам буквально с первого дня их рождения? Как подготавливают их к контактам с окружающим миром? Формирование навыков общения у индийских детей начинается с родительских установок: «Не обижай других людей!», «Не наступи на червячка», «Не сломай ветку!», «Не делай никому вреда», «Не говори никому обидных слов» и т.д., и т.п. Т.е. малыши с рождения программируются на особое отношение к миру: «Делай добро и оно к тебе возвратится!». Собственно, не надо даже обращаться к опыту далекой нам Индии, достаточно заглянуть в Библию, в «Евангелие от Матфея», чтобы освежить в памяти фразу, которую многие из нас наверняка слышали в том или ином варианте: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Формирование навыков общения у детей должно опираться на родительские установки о добром отношении к людям и к миру в целом.
В воспитании «мелочей» не бывает!
Ни в коем случае нельзя забывать родителям и о «мелочах». Например: как правильно здороваться? Справедливости ради надо сказать, что делать это умеют далеко не все взрослые. Поэтому не стоит удивляться, когда за папой, угрюмо кивнувшим воспитательнице в детском саду и невнятно что-то пробурчавшим себе под нос, на пороге появляется сынуля, не менее угрюмо цедящий сквозь зубы: «Здрассти, Марь Пална!» Любой человек должен уметь правильно здороваться – ведь слово «здравствуйте» означает пожелание здоровья, а, соответственно, его не произносят загробным или недовольным голосом. Вкладывайте в каждое свое приветствие (и сразу научите этому же своего ребенка!) только позитивные эмоции и улыбку!
Еще одна «мелочь», которая поможет вашему малышу в будущем: обязательно приучите его откладывать любые свои занятия, если к нему кто-то обращается, тем более, старшие по возрасту. К сожалению, некоторые родители вполне спокойно реагируют на такую типичную ситуацию: бабуля задает внуку вопрос, а тот отвечает, даже не поворачиваясь к ней и не отрываясь от экрана компьютера. Пройдут годы, и уже великовозрастное дитя на какой-нибудь вопрос своего коллеги будет отвечать, не отрываясь от просмотра бумаг. И стоит ли потом удивляться, что общаться с таким человеком мало кому захочется? Формирование навыков общения не признает «мелочей» — здесь все имеет важное значение.
И в заключение вспомним знаменитые советы Дейла Карнеги о том, что нельзя перебивать, возражать, обвинять, надо уметь слушать, почаще соглашаться и т.п. Это — правила, практикуемые в человеческом обществе с глубокой древности. И о них, разумеется, не стоит забывать. Однако малышу не объяснить, что такое «старайся соглашаться» или «скажи доброе», поэтому эти правила поведения, которые тоже входят в навыки общения, необходимо преподносить детям раннего возраста своим личным примером. Ребенок видит, как общаются вокруг него взрослые, перенимает их манеру и впоследствии придерживается «домашних» правил. Поэтому снова повторим простую истину: если мы хотим вырастить всесторонне развитого, успешного и счастливого малыша, то начинать надо с себя!