Все мы - актеры
«Вся жизнь игра, а люди в ней актеры» - эту истину ловко подметил еще в 17 веке великий английский драматург Шекспир. А уже в 20 веке американский психолог Эрик Берн развил идею с точки зрения психологии. Все мы – всегда и везде - играем в игры, осознавая это или нет, желая этого или нет. Игр (как синоним в тексте они будут называться еще и сценариями) в классификации Берна несколько десятков. Объединены они в группы исходя из «статуса» игроков, которые используют сценарий в общении наиболее часто: супружеские, игры в компаниях, личные, сексуальные, игры преступного мира, клинические (с психологом-психотерапевтом). В нашей статье мы представим вам первые три типа, как наиболее часто встречающиеся.
Супружеские
«Если бы не ты»
- Если бы не ты, я бы ходила на танцы, - постоянно упрекала жена своего мужа.
- Если бы ты не тащила меня каждую субботу к своей маме, я бы смог сделать столько полезных дел по дому, - парировал муж жене.
Такой пинг-понг диалогов разного содержания, но одного смысла происходил в семье каждый день. Пока однажды, по совету семейного друга, а по совместительству и психолога, они вместе не сказали друг-другу «Хорошо!». Она буквально на второй день записалась на танцы, а он радостно проводил жену к теще, при этом сам остался дома. Думаете, вот она – идеальность? Как бы ни так! Оказалось, дама танцевать хочет, но не умеет и, самое страшное – ужасно стесняется танцевать на глазах у людей. Уже через 4 занятия она отказалась продолжать балетные па. А муж, починив все краны, стулья, удочки, и посмотрев субботний футбол, на третьи выходные попросился к… теще! Как признался, ему было очень скучно сидеть одному дома, он, видите ли, привык к уикендам за городом! Таким образом, не давая друг-другу возможностей осуществить некоторые желания, они тем самым делали услугу, защищали, сами того не ведая, свою вторую половинку от ее подсознательных страхов.
Похожие споры происходят практически в каждой семье. Поэтому, прежде чем в очередной раз упрекнуть «Если бы не ты…», подумайте: действительно ли вы так хотите того, о чем говорите? Или это лишь невозможность осуществления толкает вас на укоры и обвинения, а-ля «запретный плод сладок». Но не стоить забывать: как правило – сладкие плоды – червивые.
«Тупик»
- Дорогой, пойдем в кино, мы детям обещали.
- Хорошо.
Дети одеты, муж одет, жена роется в своем гардеробе.
- Кошмар, нечего одеть. Как я могу пойти в люди в такой одежде. Вот тебе не стыдно с такой оборванкой рядом идти?
- Да нормальная у тебя кофта.
- Ненормальная. Это ничего, что я в ней с первого курса института хожу?
- Пойдем уже, дети одеты, жарко ведь в доме!
- Не пойду, развлекайтесь!
- Дети скажите «пока» маме.
Уходят. Дверь закрылась.
Приведенный бытовой пример – типичная семейная игра под названием «Тупик». Она, как и все другие сценарии, имеет альтернативный конец. Разберем поэтапно: Почему жена стала нарекать на свой гардероб? Она хотела, чтобы муж успокоил ее, сказав, что обязательно купят ей какую-нибудь обновку, ведь она самая красивая женщина и достойна всего-лучшего. Счастливая жена оделась бы, и они пошли в кино. Но муж подыграть не захотел. Причины могут быть разные, в контексте каждой семьи они свои: супруги могли ранее говорить об этом же; они сделали дорогую покупку и денег на обновки нет и в ближайшее время не прогнозировалось; жена – типичный шопоголик, а посему мужу надоело реагировать на подобные капризы. Но, с другой стороны, подыграть ему ничего не стоило, ведь нужно было супруге лишь теоретическая поддержка. Муж попытался прервать игру, мол, хватит обижаться, детям ведь жарко. Показав тем самым, какой он хороший отец. Жена его ход тоже не поддержала, еще более углубив свою обиду.
В конечном итоге, психологическое удовлетворение «победителя» получили оба: она, как никому не нужная и обиженная осталось дома, в то время как они ушли развлекаться. Муж в свою очередь, в роли примерного папы исполнил данное детям обещание.
«Почему бы вам не... - Да, но» Одна из самых распространенных игр, поскольку круг ее участников не ограничен. Тема игры берется из какой-нибудь истории, рассказанной одним из участников:.
- Муж всегда хочет делать ремонт сам, но у него никогда ничего не получается так, как надо.
- Почему бы ему не взять несколько уроков у плотника?
- Да, но у него нет времени.
- Почему бы вам не купить ему хорошие инструменты?
- Да, но он не умеет ими пользоваться.
- А почему бы вам не пригласить плотника для ремонта дома?
- Да, но это слишком дорого.
- Почему бы вам тогда не примириться с тем, как он все делает, и не довольствоваться этим?
- Да, но ведь все может просто рухнуть.
Продолжаться диалог может бесконечно, поскольку цель советчика – найди подходящий вариант помощи. Цель же «нуждающегося» - показать, что ситуация просто не имеет решений.
Личные
«Кавалер»
Игра, которую в социуме обычно называют флиртом. Встретив подходящую особу женского пола, Кавалер пользуется каждой возможностью подчеркнуть ее превосходные качества, никогда при этом не нарушая границ приличия, соответствующих ее положению в обществе, конкретным обстоятельствам. Но внутри этих границ он дает себе полную свободу, изощряясь в изобретательности и оригинальности в выражении своего восторга. Его цель - не соблазнить женщину, а продемонстрировать собственную виртуозность в искусстве комплимента. Внутреннее социальное «вознаграждение» состоит в том удовольствии, которое доставляет женщине его невинный артистизм, а также в ее умении с благодарностью оценить мастерство Кавалера. Наиболее удачен вариант игры, когда женщина свободна. Если же она замужем, есть большой риск, что муж не поверит, в то, что «это была всего лишь игра».
«Загнанная домохозяйка»
В эту игру обычно играют перегруженные делами домашние хозяйки. Женщина берет на себя все дела, которые попадаются под руку, и даже сама как бы напрашивается на новые занятия. Она соглашается со всеми замечаниями мужа и выполняет все требования детей. Если муж попросит ее организовать вечеринку для друзей, то лишь этими планами ее расписание дня не ограничиться. Она запланирует поход в парикмахерскую, посещение дантиста с детьми, решит именно в этот день заплатить за коммунальные услуги. В результате она не знает, за что хвататься, но все равно старается сделать свой день еще более сумасшедшим, поэтому к середине дня у нее есть достаточно оснований, чтобы выйти из строя и бросить все дела на произвол судьбы.
Женщина в результате ставит в неловкое положение гостей, подводит мужа и детей, добавляя ко всем своим несчастьям еще и угрызения совести. При этом она испытывает удовлетворение, так как в данной ситуации она выступает в роли «жертвы». Помочь такому игроку можно, сняв с нее часть забот, или попросту не вешая. А чтобы домохозяйка не испытывал дискомфорта, объяснить, что отвести-забрать детей в школу, приготовить кушать и поубирать – это огромное количество дел. Стоит побольше восхищаться тем, как она все успевает делать! Хвалить.
«Загнанными хозяином» может быть и мужчина. Но чаще всего он проявляет себя так не в домашних делах, а на работе. Берет на себя кучу дел, лишних заданий, командировок. Практически не видит семью, злиться, отдаляется. При этом не устает повторять «Я же для вас стараюсь», не понимая, что жене нужен муж, детям папа – а не только его деньги.
Эти примеры – лишь малая часть игр, которые существуют. Проанализируйте свое общение, и вы поймете: каждый диалог – акт пьесы под названием «Жизнь». Главное не забывать, что существует альтернативный конец. И нам выбирать – бездумно хлопнуть дверью или доверчиво протянуть руку человеку. В конце-концов мы не только актеры, но и сценаристы.