Как развить у ребенка любовь к книгам и музыке?

В пять-шесть месяцев ребенок уже хорошо знает родителей, бабушек, дедушек, у него уже есть даже любимые игрушки. Причем понять, почему одни ему нравятся, другие - нет, совершенно невозможно. Это надо принимать как данность. В это время можно уже начинать играть с ним, прося, чтобы вам дали ту или иную игрушку. Показывайте ему зайчика, собачку, мышку и обязательно имитируйте звуки, издаваемые животными.



Чем старше становится ребенок, тем разнообразнее игры. Хочется особо обратиться к очень усердным родителям, озабоченным ранним развитием своего чадушки. Часто, как врач-педиатр, я бывала свидетелем того, что непосредственно сразу после возвращения из роддома молодые мамочки и папочки, начитавшись различной литературы о раннем динамичном развитии детей, буквально забрасывают люльку развивающими игрушками и центрами. Эти яркие причудливые зверушки зачастую издают такие утробные звуки, что пугается даже взрослый! А пианино с нарисованным нотным станом, подвешенное в кроватке грудного младенца должно, по идее, воспитывать музыкальный слух у новорожденного? Но почему он вздрагивает всем своим маленьким тельцем и так истошно орет, когда случайно задевает эти шумящие, свистящие и мигающие игрушки? Да потому, что по состоянию нервной системы дитятко еще не готово к подобным «психическим атакам» со стороны взрослых. На каждом развивающем центре или комплексе фабрика-изготовитель проставляет рекомендованный возраст ребенка, которому можно эту игрушку дарить. Прислушайтесь к советам грамотных врачей и детских гигиенистов, а не психологов-консультантов, продвигающих часто противоречивые методики западных государств! Эти методики в нашей стране можно использовать только после определенной адаптации к менталитету России. Давая усиленные нагрузки драгоценному дитятке, родители не всегда консультируются с детскими психоневрологами о состоянии и готовности нервной системы и психики к адекватному принятию сложной информации. У ребенка может наступить нервный срыв вследствие того, что объем предлагаемых знаний будет выше, чем возможность их принятия и переработки тонкой психикой ребенка. Не забывайте о погремушках, пирамидках и кубиках-игрушках, с которых надо начинать познавательную деятельность ребенка.


В это время начинайте показывать книги. Можете просто вначале показывать картинки, постепенно начинайте читать коротенькие стишки и сказки. Во-первых, это приучает сосредоточивать внимание хоть на несколько минут, во-вторых, дает новые впечатления и прививает любовь к чтению. Многие родители полагают, что дети еще ничего не понимают. Все они понимают. Вы же не сомневаетесь, что они понимают, когда вы собираетесь их кормить. Дети, которых рано приучили к книгам, очень смешно рассказывают уже в год маленькие стихи А. Барто. Вернее, не рассказывают, поскольку говорить еще не умеют, а показывают, как идет бычок, как он вздыхает, а потом падают. Причем делают они это с превеликим удовольствием. Это помогает воспитать артистизм у ребенка и творческий подход к изложению пока еще простого материала в виде короткого стишка. Подумайте о том времени, когда вы будете просить дитятко рассказать стишок Деду Морозу на Новый год или спеть песенку гостям в его день рождения. В детском саду и школе дети должны будут рассказывать стихи наизусть, пересказывать сказки, составлять рассказы по картинкам и участвовать в тематических утренниках и конкурсах. Именно тогда ваш ребенок и сможет воспользоваться этими литературными навыками творческого и свободного владения языком.


Тут главное - не пропустить момент, когда книга начинает вызывать интерес, и не переусердствовать. Как только малыш устал, сразу откладывайте книгу. Поделюсь личным опытом. Со старшим сыном рассматривать картинки и читать короткие потекши мы начали раньше шести месяцев, а так как сидеть толком он еще не мог, то мы ложились на кровати на живот и «читали». На русском языке научился читать Саша в 3,5 года, в 4 он начал самостоятельно познавать английские буквы и слова. Затем, конечно, ему помогали взрослые. Сейчас единственное наказание, которое может вызвать активный протест и обиду - это запретить читать! Энциклопедии в нашем доме покупались чаще, чем сказки, так как вопросов возникало огромное количество. Ответы сначала вместе, а потом самостоятельно он ищет в этих книгах до сих пор. Из этих же книг, а их теперь в доме великое множество, он дает исчерпывающие ответы как младшему брату, так и в школе на уроках. Благодаря своей любознательности и эрудированности мальчик, который не очень любит делать заданные в школе уроки, учится на «хорошо» без особых на то усилий.


Скажите, когда у вас хорошее настроение, вы поете? Ну, хотя бы мурлыкаете что-нибудь про себя? А мама вам пела песенки, когда вы, уважаемые родители, были маленькими? Как часто вы поете своим детям колыбельные? Если нет, то срочно начинайте! Я не могу объяснить, почему, но под мое напевание дети засыпали быстрее и спали спокойнее. Песенки, которые я им пела, они помнят до сих пор и иногда даже просят спеть их вечером перед сном. В этом есть какая-то необъяснимая взаимная нежность и трогательность. Наверное, это те приятные воспоминания, которые первыми поселяются в душах наших детей и проходят с ними всю их долгую и счастливую жизнь. Но как же быть, если у родителя со слухом и голосом совсем все печально? Купите ребенку кассеты или диски с музыкой, в специальной аранжировке. Пусть плавные и неторопливые мелодии звучат в спальне вашего малыша. Затем эту музыку сменит классическая, а потом разверзнутся небеса и загрохочет рок или что-нибудь потяжелее. Но когда ваш ребенок сам станет мамой или папой, почти со стопроцентной вероятностью, он будет напевать своему ненаглядному чадушку нежные песенки, живущие в его сердце с такого далекого, почти забытого детства.

Популярные сообщения из этого блога

Путь развития личности

Как воспитать правильное отношение к экологии?

Как ухаживать за промежностью после родов