С помощью чего маленький ребенок учиться самовыражаться?
От рождения до 7 лет ребенок очень быстро растет. Вспомните, ваша малышка в месяц прибавляла по 3 сантиметра и по 500- 700 граммов. Одновременно закладываются физические, социальные и эмоциональные основы для последующего интеллектуального развития. Ребенок учится ходить, говорить, думать, делая семимильные шаги в своем развитии. Помните об этом и не форсируйте события, не торопитесь с развитием интеллекта, пока не закончится бурный рост тела. Не перегружайте ребенка этого возраста своими рассуждениями и умными объяснениями, так как рациональное мышление возникает между 9 и 11 годами. Подталкивание ребенка к осмыслению чего бы то ни было раньше времени грозит перегрузкой его нервной системы, так как его энергия направлена на развитие тела.
Любую деятельность, требующую энергии и сосредоточенности вне тела, лучше отложить до того, как у ребенка начнут меняться молочные зубы, – до 7 лет.
Особенности роста ребенка от 0 до 7 лет
С рождения до 7 лет ведущую роль в самовыражении ребенка играют руки и ноги, ибо его задача – изучать мир, впитывать информацию, трогая, лазая, нюхая, бегая, вглядываясь и вслушиваясь. Он теснейшим образом связан с окружающим его миром. В этот же возрастной период проявляется воля: достаточно понаблюдать, с какой целеустремленностью 8-10-месячные дети овладевают искусством ходьбы, с какой решительностью, сосредоточенностью они двигаются к игрушке или предмету, их заинтересовавшему, и какую проявляют в этом движении к цели отвагу, настойчивость и энергию.
Во многом все дети этого возраста решают одинаковые возрастные задачи, но уже в самом начале своей жизни познают, кто же они – мальчики или девочки. Половая идентификация для них важна, чтобы понять «кто я?». Вспомните, сколько забавных сцен бывает, когда мы обращаемся к незнакомому малышу как к мальчику, а «он» уже поправляет нас: «Я девочка».
Как реагировать на вспышки ярости у ребенка?
В этих случаях не удерживайте его, а обеспечьте безопасное пространство – уберите подальше все, что он может разбить или сломать. Ждите, когда приступ закончится. До этого никакие доводы на него не подействуют. Не кричите на него, иначе приступ усугубится.
Но дайте понять вашему ребенку, когда он придет в себя, что такое поведение абсолютно непродуктивно и не способно повлиять на ваше решение. Если он впал в ярость из-за того, что вы не разрешили ему смотреть телевизор, не меняйте свое решение. Точно так же, если в ваши планы входила прогулка, идите гулять.
Стоит ребенку понять, что его приступы ярости воздействуют на вас, как он сообразит, что таким образом может извлечь какую-то выгоду или добиться уступки, и намеренно будет доводить себя до такого состояния. Это типично для 3- 4-летних детей, в воспитании которых были допущены ошибки. Просто дайте себе установку, что у вашего ребенка вспышек ярости не будет, и ведите себя так, словно вы о таких вещах даже ничего не слышали. Если же все-таки вспышка произошла, отнеситесь к этому, как к случайному эпизоду, и найдите ошибку в своем поведении. Давайте разберем это на примере.
Мама разговаривает с коллегой, которая пришла навестить ее и рассказать о последних событиях на работе. Во время разговора трехлетняя дочка подходит к маме и просит ее достать корм для рыбок, до которого девочке не дотянуться. Мама отвечает отказом и продолжает беседу. Девочка начинает теребить маму за рукав, за подол, но мама, слегка шлепнув ее, снова возвращается к беседе. Девочка подходит к полкам, на самой верхней из которых стоит банка с кормом. Ей не удается дотянуться до банки, она начинает кричать и крушить все, что попадается под руку... Когда вспышка ярости у ребенка прошла, мать дала все-таки дочери эту злополучную банку, хотя этого ни в коем случае нельзя было делать, поскольку однозначно свидетельствовало об одержанной девочкой победе. В чем мамина ошибка? Ей надо было обратить внимание на девочку в самом начале инцидента, понять, что ей действительно важно покормить рыбок, и помочь.