Леди в красном: психология цвета
Цвета в разных культурах имеют разное значение.
В китайской культуре красный цвет символизирует удачу и охраняет от зла, поэтому украшения красного цвета часто можно встретить у входа в жилище в Китае.
В западной же культуре красный цвет ассоциируется с соблазном и сексуальностью.
Новое совместное исследование, проведенное учеными из Рочестерского университета, Трнавского университета и Словацкой академии наук, было направлено на изучение восприятия красного цвета представительницами слабого пола. Исследователи также наблюдали, как женщины относятся к красному цвету на других женщинах.
Если красный цвет ассоциируется с сексом, то леди в красном должна выглядеть более сексуальной?
Популярная культура говорит свое твердое «да», приводя нам образы Джулии Робертс из «Красотки» или Джессики Рэббит из популярного мультфильма, а также бесподобной Мины Сувари из «Красоты по-американски».
Объекты, которые в нашем воображении должны быть связаны со страстью, часто изображаются в красном цвете: красная губная помада, красные чулки, красные коробки конфет на День Валентина… Квартал красных фонарей, наконец.
Проведенные ранее научные исследования демонстрировали, что мужчины воспринимают красный цвет на женщине как сигнал, призыв к сексуальному сближению. Но как сами женщины относятся к красному наряду или алой губной помаде на другой женщине, наука слабо представляла.
Новое исследование, опубликованное в журнале Personality and Social Psychology Bulletin, было проведено для проверки нескольких гипотез на этот счет:
1. Первая гипотеза: женщины воспринимают другую женщину в красном как «сексуально восприимчивую».
2. Вторая гипотеза: женщины умаляют, отрицают сексуальную верность другой женщины в красном.
3. Третья гипотеза: женщины, имеющие романтические отношения с мужчиной, будут настроены на защиту своего партнера от потенциальной конкурентки в красном.
Для проверки этих трех гипотез команда исследователя Адама Пазды (Adam Pazda) провела три эксперимента:
Эксперимент №1: сексуальная восприимчивость
Ученые отобрали 196 женщин в возрасте 18-65 лет (средний возраст 30 лет) и пригласили их перейти на веб-страницу для доступа к исследованию «формирования впечатления о других людях». Участницы должны были просматривать фотографии людей в течение 5 секунд, а затем переходить к анкете, чтобы рассказать о своих первых впечатлениях о человеке.
Женщин случайным образом разделили на группы, которые смотрели на фото другой женщины в красном платье или в белом платье. Интересно то, что фото было абсолютно одинаковым, за исключением цвета платья.
Восприятие женщины в плане «сексуальной восприимчивости» определялось следующей фразой в опроснике: «Эта женщина заинтересована в сексуальных отношениях». С данным утверждением согласилось гораздо больше участниц, которые просматривали фото женщины в красном, чем в белом платье.
Эксперимент №2: отрицание верности
«Сексуальная восприимчивость» и промискуитет часто рассматривают как очень близкие понятия, поэтому ученые решили проверить, ассоциируется ли красное платье с неверностью в глазах других женщин.
В опыте принимали участие 327 женщин, которым предлагали такое задание:
1. Под фотографией было написано: «Пожалуйста, представьте, что особа на фотографии соревнуется с вами за внимание привлекательного мужчины».
2. Были предложены два альтернативных утверждения, которые касались верности и финансового состояния: «Я считаю, что эта женщина обманывает мужчин» и «Я считаю, что эта женщина не имеет денег».
Пазда пояснил: «Принижение другой женщины включает различные негативно окрашенные утверждения, в том числе касающиеся ее материального состояния, верности и так далее, когда участница противопоставляет себя «хорошую» ей «плохой». Охрана партнера (mate-guarding) – это действие, которое направлено на ограждение своего возлюбленного от романтических или сексуальных отношений с другими».
Участницы, которые сначала представили, что особа на фотографии в красном «соревнуется с ними за внимание привлекательного мужчины», сочли женщину в красном более «сексуально восприимчивой» и были более склонны принижать ее достоинства.
Эксперимент №3: охрана партнера
В последнем эксперименте исследователи изменили цвет платья с белого на зеленый, чтобы отойти от ассоциации белого цвета с чистотой и невинностью. Электронные медиа были заменены печатной версией, была сфотографирована другая модель, а платье стало короче. В эксперименте принимали участие 143 женщины, причем преимущественно из Восточной Европы, а не из США.
Кроме вопросов о «сексуальной восприимчивости» особы на фотографии, исследователи включили следующие вопросы: «Насколько вероятно, что вы познакомили бы эту женщину со своим бойфрендом?» и «Насколько вероятно, что вы разрешили бы своему бойфренду провести время наедине с этой женщиной?».
Результаты показали, что большинство участниц видит в женщине в красном платье конкурентку, которую следует держать подальше от своего возлюбленного. Зеленое платье не вызывает у участниц такой сильной реакции.
Вывод ученых
Женщины воспринимают другую женщину в красном цвете как более сексуально раскрепощенную, склонны принижать ее сексуальную верность (но не финансовые возможности), и с большей вероятностью стремятся оградить от нее своего партнера.