Реакции родителей на взаимоотношения детей с телевидением

Каково значение совместного просмотра телевидения или его отсутствия? Каковы его возможные последствия? Какую роль играют родители как посредники между миром телевидения и детским миром, как в случае прямого вмешательства (обсуждение и оценивание программ), так и скрытого (ролевая модель поведения для ребенка)?



«Правила», регулирующие взаимоотношения с телевидением в семье, зачастую неформальны и невидимы. Когда исследователи проводят интервью с членами семьи, они часто затрагивают проблемы, которые происходят в семье «подсознательно». Это те соглашения и договоренности, которые глубоко укоренены в повседневной жизни семьи, но никогда не обсуждаются вслух. Поэтому ограничиваться опросом только одного члена семьи явно нельзя. Например, дети могут абсолютно не осознавать то. что они выполняют или нарушают какие-то правила, о которых может рассказывать интервьюеру их мама. Это ставит перед нами интересную теоретическую проблему: если просмотр телевизора такой обычный и привычный процесс, то любая попытка формализации его параметров представляется совершенно бесполезной. «Правила» просмотра - это поведенческие установки, основанные на общей системе ценностей и норм семьи, но они, в свою очередь, также могут повлиять на эту систему. Например, в семье может существовать правило «никакого телевизора после девяти вечера» или «никакого телевизора во время обеда», но может быть такое, что ребенок нарушит эти правила случайно или присоединившись к остальным для просмотра программы о каком-то особенном событии или просто любимой программы.


Дети и телевизор: задачи родителей


Вмешательство родителей в зрительскую активность детей может осуществляться на трех уровнях. Первый - уровень «осведомленности и совместного просмотра»: степень включенности родителей в просмотр, которая может быть простым знакомством с содержанием программ, демонстрацией детям ролевых моделей просмотра и даже непосредственным участием в нем. Второй - уровень «контроля», или «ограничивающего посредничества», связанный со степенью контроля или ограничений родителями объема просмотра, его времени и содержания. Он также связан с использованием телевидения как способа поощрения или наказания и со степенью контроля над деятельностью, сопутствующей просмотру (например, выполнением домашнего задания или приемом пиши). И наконец, уровень «поучительного посредничества», характеризующийся степенью и видами активности родителей в разъяснении телевизионного посредством обсуждения, объяснения, оценочных суждений, эмоционального отношения, дополнительной информации, применением на практике полученных знаний, критики и т.п.


Родительское вмешательство в просмотр телевизора


Распространенным способом изучения и выявления включенности родителей в процесс взаимодействия детей и телевидения является рейтинговая оценка родителями их собственного поведения. Например, следующие утверждения нужно расположить на шкале с пятью градациями признака: «никогда», «редко», «иногда», «часто» и «очень часто»:


- Моему ребенку можно включать телевизор, не спрашивая разрешения.


- Есть несколько программ, которые мы всегда смотрим всей семьей.


- Есть несколько телепрограмм, которые я разрешаю смотреть моему ребенку.


- Я разрешаю ребенку смотреть телевизор в определенные часы.


- Я ограничиваю время, которое ребенок проводит перед экраном телевизора.


- Есть определенные телепрограммы, которые я запрещаю смотреть моему ребенку.


- Мы с моим ребенком не сходимся во мнениях насчет правил, касающихся просмотра телевизора.


- Мы с ребенком обсуждаем содержание определенных программ.


- Мой ребенок просит меня объяснить содержание телепрограмм.


Результаты опросов подобного рода помогают исследователям выявить различные типы вмешательства родителей в просмотр телевизора. Необходимо отметить, что это вмешательство не всегда носит ограничивающий характер, как принято считать. Если мы допускаем, что телевидение оказывает как негативное, так и позитивное влияние на детей, то и родительское вмешательство вполне может иметь поощряющую форму в определенных обстоятельствах: привлечение внимания ребенка к полезным программам, применение телевизионного опыта в повседневной жизни, использование телевидения как позитивного социально-воспитательного фактора и т.п. Как часто мы слышим, как родители говорят детям: «Почему бы тебе не сделать уроки попозже - иди сюда, посмотрим вместе эту замечательную передачу о...»? Согласно данным многих исследований, родители не так уж часто говорят такие вещи.


Просмотр телепрограмм вместе с детьми оказался желаемым для большинства родителей. В подобной ситуации родители имеют возможность помогать своим детям в понимании содержания телевизионного контента, следить за тем. чтобы они подходили к транслируемым ценностям избирательно и критично, немедленно вмешиваться, если содержание программы покажется им нежелательным для ребенка, следить за эмоциональными переживаниями ребенка и т.п. То, что дети все чаше и чаше смотрят телевизор одни, уединившись в своей комнате или оставшись дома без взрослых, лишает родителей такой возможности.


Эти три измерения возможного родительского вмешательства: осведомленность, контроль и поясняющее посредничество - тесно связаны с собственным отношением родителей к телевидению. Некоторые родители ограждают детей от телевидения, считая, что оно оказывает разрушающее воздействие на жизнь детей и даже способно вызвать определенную форму зависимости и привыкания. Другие видят в нем позитивные стороны, предоставление возможности для развлечения, отдыха и получения информации. Еще одна группа родителей может полагать, что телевидение помогает им растить и воспитывать детей. А еще одна может занять либеральную позицию и позволить детям самим решать все вопросы, связанные с телевидением.


Этот тип исследований делает акцент на важности понимания обусловленности места, занимаемого телевидением в жизни детей, процессом социализации, проходящим в семье как социальной единице. В свою очередь, родители формируют свое отношение к телевидению на основе общественного мнения по вопросам, связанным с процессом должного развития детей и их собственной ролью в этом процессе. По свидетельству исследователей, родители, имеющие более негативное отношение к телевидению в целом, более склонны к различным формам посредничества. Матери, которые больше участвовали в воспитании ребенка с самого момента его рождения, также обычно чаше прибегают к таким способам воспитания, чем отцы.


Проблема отцов и детей


Для родителей найти «золотую середину» между желанием защитить детей от нелицеприятных характеристик реальной жизни, например, насилия, и желанием подготовить их к трудностям взрослой жизни не так легко. Установление рекомендаций и правил просмотра не может разрешить эту дилемму. Это вопрос, который каждый день вызывает разногласия между родителями и детьми и между самими родителями. Родители осознают, что не могут полностью контролировать процесс взаимодействия детей с телевидением и его влияние на них. Многие не обращают на это внимание, так как хотят и/или способны взять на себя ответственность за определение того, что хорошо и что плохо смотреть их детям. Дети, в свою очередь, практически с пеленок знают, каково отношение их родителей к телевизору, и зачастую копируют их. отвечая на вопросы исследователей, используя выражения вроде: «Ты можешь испортить зрение, если будешь много смотреть телевизор» или «Мультики на тебя плохо действуют».


Очевидно, что все эти отношения не могут быть изучены независимо от среды окружения и других доступных детям альтернатив проведения досуга. Воспринимается ли телевидение «хорошим или плохим» для того или иного ребенка - все это относительно. И если так, то относительно чего? Что хуже или лучше: смотреть телевизор или болтаться по городским трущобам? Помогать кому-то на улице или дома? Участвовать в столкновениях с органами правопорядка или с уличными бандами? Брать уроки игры на гитаре в доме творчества? Играть в футбол на игровой площадке в соседнем дворе? Устоявшиеся в среднем классе ценности и критерии «плохого» и «хорошего», с которыми соотносится телевидение, некоторым семьям в других социальных условиях могут показаться непозволительной роскошью. Возможности для проведения досуга у ребенка из семьи с низкими доходами сильно ограничены, и поэтому проводить время перед телевизором для него очень даже неплохо. То есть восприятие просмотра телевизора как «хорошего» или «плохого» для ребенка, безусловно, относительно и культурно обусловлено. Фактически таковой является и сама постановка вопроса в форме противопоставления.


Также хочется отметить, что в дошедшей до нас исследовательской литературе едва ли найдется какое-либо упоминание об особенных потребностях в посредничестве какой-то определенной группы детей, будь то особо одаренные или же, наоборот, дети с теми или иными нарушениями в развитии. Можно со всей вероятностью утверждать, что, например, для детей с интеллектуальными, эмоциональными и психическими ограничениями нужна большая степень родительского участия и посредничества, поскольку они более подвержены влиянию телевидения. По сравнению с детьми, у которых нет такой острой потребности в помощи во всех сферах своей жизнедеятельности, они обычно больше смотрят телевизор, предпочитают более жестокие передачи, и им импонируют более агрессивные персонажи, они в большей степени подвержены чувству единения с этими персонажами, охотнее всего обращают внимание на самые яркие эпизоды, имеют трудности в понимании телевизионного и считают содержание телепрограмм жизненной реальностью. Однако это неполные сведения, и исследованию этой группы зрителей должно быть уделено больше внимания, а также должен быть выработан соответствующий инструментарий обучающей помощи и посредничества.

Популярные сообщения из этого блога

Путь развития личности

Как воспитать правильное отношение к экологии?

Как ухаживать за промежностью после родов