Как правильно развивать моторику у ребенка?

Нервная система состоит из сетей нейронов. Способность малыша двигаться развивается с их помощью, однако важнейшим мотивирующим к движению фактором в первую очередь является окружающий мир малыша. благодаря тому, что ребенок постоянно повторяет различные действия, он осваивает и различные движения, пытаясь применять их в повседневной жизни. Образуются новые нейронные связи, позволяющие малышу не задумываясь выполнять различные движения.



Мы, взрослые, так же как и дети, используем свое тело, не задумываясь о том, как двигаемся, - видим лишь наши действия (например, взять предмет или ударить по мячу). Если мы хотим наклониться для того, чтобы взять что-нибудь с нижней полки, мы подсознательно выдвигаем одну ногу немного вперед: так легче согнуть колени, не потеряв равновесие. Суставы наши расположены так, что при необходимости нам удается сохранить равновесие и просто, слаженно выполнить необходимое движение.


Особенности детской моторики


Взрослые должны следить за тем, чтобы их ребенок развивался правильно, и в случае какого-то отклонения вовремя обращаться к врачу, У ребенка, у которого нарушено развитие центральной нервной системы, нарушены и механизмы движения.


Ребенок не научится ходить, если мы будем его заставлять. Он ползает и постепенно привыкает к простым положениям рук и ног. Необязательно заставлять ребенка делать то, к чему он не готов, например садить или ставить его. Все эти движения заранее запрограммированы в нашем мозгу вследствие филогенетической наследственности.


Все, что необходимо для развития моторики, - это целостность! нейронных цепей и правильное внешнее вмешательство. Это не касается детей с определенными отклонениями в здоровье. Таким образом! когда ребенок начинает ползать, не следует сразу же ставить его прямо, чтобы перешагнуть на новую ступень развития моторики. Располагая интересные для малыша игрушки повыше, мы подталкиваем его к тому, чтобы он приподнялся и достал их, Такой способ стимулирования развития ребенка более приемлем, чем просто обучение новым положениям.


Мы, взрослые, так же как и дети, используем свое тело, не задумываясь о том, как двигаемся.


Такая мотивация является наиболее эффективной для развития определенных способностей малыша.


Созревание нервной системы происходит не за один период, и эти периоды строго индивидуальны для каждого ребенка. Мы не можем ускорить этот процесс. Ребенок решает сам, когда он может выполнять новые действия, мы лишь склоняем его к их выполнению и создаем ему соответствующие условия. Не стоит ускорять этот процесс, Зато вы можете наблюдать за ним и вносить в него свои коррективы.


Очень важно знать этапы, через которые должен пройти ребенок, прежде чем вы станете развивать его определенные двигательные способности. Случается, что родители торопятся научить малыша ходить и говорить. Но им не следует забывать, что мышечная и костная системы, так же как и нервная, имеют несколько периодов созревания. Например, если мы резко ставим на ноги малыша, который до этого только ползал, у него могут возникнуть впоследствии такие проблемы, как искривление позвоночника, сколиоз или отклонения в развитии стопы (плоскостопие).


Это вовсе не значит, что мы должны тормозить развитие ребенка на каждом этапе, - важно лишь учитывать темп развития. Очень часто дети «пропускают» определенные этапы в развитии моторики, например ползание. Так происходит, когда ребенок, чтобы достать игрушку, не ползет, а встает на ножки и тянется за ней. Естественно, не надо препятствовать развитию ребенка и в том случае, если вы, например, считаете, что он психологически уже готов к ходьбе.


Если не стимулировать развитие малыша, его нервная система не сможет развиваться должным образом.


Игрушки, которые вы даете ребенку, должны соответствовать его возрасту и психологическому развитию.


Играйте с ребенком, сидя на полу, чтобы позвоночник малыша мог максимально растянуться, а также располагайте интересные для него игрушки пониже. Контролируйте правильное созревание нервной системы ребенка, наблюдая за его движениями и помогая ему преодолеть возникающие сложности, направляя его. Всегда учитывайте возраст ребенка, не заставляйте малыша делать то, с чем он еще не может справиться, Это касается, например, выбора игрушек - не предлагайте ребенку игрушек, которые он должен взять всей кистью, если он еще не умеет этого делать.


Мы выяснили, что движения, которым малыш учится, на разных этапах его жизни преобразуются в новые. Поэтому важно знать правильную очередность развития двигательной системы малыша.


Как помочь развитию моторики ребенка?


Вы можете способствовать развитию моторики ребенка, но при этом учитывать его возрастные особенности. Например, во время кормления малыш находится в определенном положении, взгляд его направлен на маму: лежа на животе, он вырабатывает новые движения, и во время массажа мы располагаем его именно так.


Стимуляция органов чувств - осязания, зрения и слуха - также чрезвычайно важна для правильного развития малыша. Этого можно достичь с помощью правильного массажа.


Все это способствует быстрому созреванию нервной системы.


На этом этапе мать и ребенок зависят друг от друга. Мать во многом способствует здоровому развитию ребенка. В повседневной жизни Положение лежа на животе способствует развитию двигательных навыков у малыша.


Мать помогает ребенку развиваться и обучает его.


На его развитие многое влияет. Купание, кормление, одевание и раздевание, материнские ласки, игры, слова, тепло и запах, как и массаж, являются очень важным тактильным контактом.


Движения человека развиваются по определенной схеме. При рождении у ребенка формируется так называемая основная, базовая их схема. В процессе развития на нее влияют различные внешние факторы. При этом малыш начинает хорошо чувствовать свое тело.


Этапы развития моторики у ребенка


Здесь описаны некоторые ключевые моменты в развитии ребенка. Это общепринятые параметры, но не стоит волноваться, если ребенок развивается по-своему. Например, если малыш в восемь месяцев не повторяет слогов (как указано в списке), это не значит, что надо немедленно обращаться за помощью к врачу. Эта схема лишь дает вам ориентиры в процессе развития малыша, все значения могут варьироваться в рамках двух месяцев. Не заставляйте малыша «приобрести» определенные навыки, пока он к этому еще не готов.


Три месяца. Лежа на спине, малыш рассматривает себя, играет своими руками. Лежа на животе, он опирается на локти, чтобы поднять голову и посмотреть по сторонам. Он узнает свою маму.


Четыре месяца. Ребенок протягивает руку, чтобы дотянуться до игрушки. Он также сознательно смеется.


Шесть месяцев. Малыш рассматривает свои ножки и хватает их руками, лежа на спине.


Семь месяцев. Лежа на спине, малыш тянет ножку в рот. Он также начинает брать в руки маленькие предметы.


Восемь месяцев. Ребенок передвигается по полу по-змеиному. Он переворачивается с живота на спину. Также малыш составляет слова из двух слогов. Он может хватать предметы, находящиеся у него над головой. Он уже играет с предметами, а не только берет их в руки.


Девять месяцев. Ребенок ползает. Он уже может садиться без посторонней помощи. Понимает значение слова «нет». Перекладывает предметы с одной руки в другую и отлично делает «пинцет» большим и указательным пальцами, чтобы брать маленькие предметы.


Десять месяцев. Малыш начинает поднимать одну ногу, стоя на четвереньках, опираясь на мебель, и намеревается встать на ноги. Он также может сам кушать пальчиками.


Одиннадцать месяцев. Малыш стоит на ногах, держась за мебель или за взрослого. Говорит свое первое слово.


Двенадцать месяцев. Передвигается боком, держась за мебель, но, мало-помалу, перестает искать опору и начинает делать свои первые шаги. Понимает простые приказы и говорит свое второе слово. Может взять два предмета в одну ручку.


Техники детского массажа для развития моторики


Первый триместр жизни


01. Стимуляция мышц разгибания


Массаж выполняется, когда малыш лежит на животе. Проведите широко открытой ладонью по спинке ребенка - от головы до пяток. Постарайтесь охватить всю поверхность кожи. Таким образом вы стимулируете разгибатели мышц. Этот прием также расслабляет малыша. Повторите упражнение несколько раз: начинайте движение от головы и, не отрывая рук от кожи ребенка, дойдите до пяток.


02. Разгибание ног


Продолжайте делать массаж ребенку, лежащему на животе. Особое внимание уделите пяточкам малыша: возьмите ногу за лодыжку и обхватите ее ладонью. Теперь постепенно выравнивайте согнутую ножку - не прикладывайте силу. Сделайте упражнение и на второй ножке.


03. Массаж рук


Массаж рук можно делать ребенку в положении как на животе, так и на спине. Начните с локтя и постепенно опускайтесь к ладони, выпрямляя руку и немного поднимая ее над головой. Так же, как и в предыдущем упражнении, не следует силой выпрямлять и натягивать мышцы, - помогите им расслабиться с помощью массажных движений. Выполните упражнение и на другой руке.


04. Поглаживание грудной клетки


Положите малыша на спину на какую-нибудь твердую поверхность (например, на кровать). Выполняйте круговые движения, легко касаясь груди малыша, сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Делайте это в течение нескольких минут. Ребенок должен почувствовать, как его спина расслабляется и сильнее касается опоры, на которой он лежит. Не надо сильно надавливать на грудную клетку. Малыш должен ощущать себя максимально комфортно во время массажа.


05. Общий массаж


В конце сеанса выполните массаж всего тела: просто проведите руками по всей поверхности кожи ребенка. Направление движений - к сердцу. Постарайтесь удерживать визуальный контакт с малышом - пусть ребенок смотрит на вас во время массажа. Так между взрослым и малышом образуется особая связь.


Второй триместр жизни


В этом возрасте массаж направлен на то, чтобы помочь малышу научиться соединять обе ручки вместе.


01. Массаж плеч и рук


Малыш лежит на спине. Проведите руками по ручкам ребенка от плеч до ладоней, затем соедините их вместе и погладьте ладошки с тыльной стороны.


Так мы улучшаем координацию рук малыша.


02. Поглаживание ног и стоп


Выполните это упражнение, массажируя ножки ребенка. Проведите ладонями от бедер до ступней. В конце упражнения соедините ноги вместе и погладьте их с внешней стороны. Это помогает развить ощущение собственного тела у малыша.


03. Обучение переворачиванию


Как вы знаете, в этом возрасте малыш учится переворачиваться со спины на живот. В этом движении задействованы косые мышцы. Во время массажа вы сможете расслабить их, выполняя крестообразные поглаживания по спинке или животику малыша.


Начните движение от плеча, по диагонали ведите руки к бедру, не отрывая ладоней при поглаживании. Повторите поглаживание несколько раз, а затем выполните его, начиная с другого плеча. Так вы массажируете косые мышцы, которые будут участвовать в процессе переворачивания.


04. Круговой массаж рук


Ребенок лежит на животе или на спине. Выполните медленные круговые движения поочередно на каждой ручке. Направление движения - против часовой стрелки: ладошку малыша поднимите вверх, локоть при этом слегка согнут. Выполнять это упражнение можно разными способами, но вся поверхность кожи должна быть охвачена вашими ладонями.


05. Круговой массаж ног


Продолжайте выполнять круговые движения против часовой стрелки поочередно на каждой ноге. Дойдя до ступни, помассируйте пятку, подняв стопу вверх.


06. Массаж груди


Выполните массаж грудной клетки малыша: медленно проведите руками по бокам, мягко нажимая на выдохе. Во время вдоха надавливание на туловище малыша ослабьте.


Третий триместр жизни


01. Стимуляция мышц-сгибателей и мышц-разгибателей


Ребенок лежит на животе. Выполните поглаживания - начните с головы, затем проведите по спине, по задней поверхности ног до пяток, слегка надавливая. Движения направлены вниз - для повышения тонуса мышц, задействованных во время ползания. Это не означает, что сразу после массажа малыш начнет ползать, но эти массажные движения способствуют правильному развитию мышц.


02. Массаж косых мышц


Как уже было отмечено, в этом возрасте ребенок все чаще самостоятельно переворачивается со спины на животик. Косые мышцы развиваются, обеспечивая малышу более точные и координированные движения. Выполняем массаж туловища крестообразно - скользим ладонью от одного плеча к противоположному бедру, затем меняем плечо и бедро. Повторяем упражнение несколько раз, чтобы расслабить мышцы.


03. Поглаживание боков


В этом возрасте малыш постоянно касается руками различных частей своего тела: бедер, лодыжек, стоп. Одной рукой возьмите правое плечо, а другой - правое бедро малыша. Выполняйте круговые движения вниз - до стопы и кисти малыша, в конце соедините их над грудной клеткой. Продолжаем массажные движения до кончиков пальцев ног малыша.


04. Массаж спины


Малыш лежит на животе, опираясь на локти и колени. Массажируйте его расслабленную спинку: нежно проведите рукой по всей ее поверхности в разных направлениях - от шеи до бедер, снизу вверх и наоборот. Разведите ручки: вверх, вниз и в стороны, одновременно массажируя их. Это упражнение поможет укрепить мышечный каркас, поддерживающий позвоночник.


05. Массаж рук


Известно, что хватательный рефлекс в этом возрасте уже не проявляется, поэтому можно спокойно массажировать ладошки малыша - ручка не будет сжиматься в кулачок. Большими пальцами рук пройдитесь по ладошкам, тыльной части кистей и пальчикам малыша. Делайте это в разных направлениях и по кругу, одновременно прорабатывая суставы кисти и пальцев. С помощью такого массажа повышается чувствительность рук.


Четвертый триместр жизни


01. Массаж туловища


В этом возрасте ребенок начинает ходить, и поэтому мускулатура живота и спины малыша должна работать соответствующим образом, чтобы поддерживать туловище в вертикальном положении. Малыш сидит. Начните массажировать его спинку и животик двумя руками. Выполняйте прием снизу вверх, следите, чтобы малыш находился в правильном положении. Повторяем несколько раз, добавляя круговые движения в том же направлении.


02. Массаж ног и стоп


Сидя на полу, малыш либо выпрямляет ножки, либо сгибает их, чтобы не упасть. С помощью массажа постарайтесь их расслабить, выполняя круговые движения на бедрах, ногах и стопах в разных направлениях. Как и в предыдущих упражнениях, ни в коем случае не сгибайте и не разгибайте руки и ноги малыша насильно. Движения должны быть мягкими. Эффект не проявляется сразу - пройдет определенное время прежде чем мышцы станут более сильными, а движения скоординированными. Ребенок почувствует это тогда, когда самостоятельно станет на ножки.


03. Упражнения для ног


Для того чтобы малыш правильно стоял и ходил, он должен научиться слаженным движениям при ходьбе. Выполните такое упражнение: согните правую ногу и разогните левую, массажируя вытянутую ногу от бедра к стопе. При этом согнутую ногу массажируйте по направлению от щиколотки до бедра. Закончив массаж в одном направлении, сделайте его в другом направлении. Повторите этот прием несколько раз. Выполняйте его, играя с малышом.


04. Массаж стоп


Готовя ноги к выполнению опорной функции, очень важно правильно делать их массаж. Хватательный рефлекс в этом возрасте уже не проявляется, поэтому можно без проблем массажировать ноги малыша, чтобы подготовить их к процессу ходьбы. Большим пальцем руки массажируйте круговыми движениями пяточку, подъем стопы и пальчики малыша. Это стимулирует развитие суставов стопы. Выполняйте эти движения снизу вверх, сверху вниз, по кругу, в стороны и в обратном направлении, поочередно меняя положение рук.

Популярные сообщения из этого блога

Путь развития личности

Как воспитать правильное отношение к экологии?

Как ухаживать за промежностью после родов