Что оказывает влияние на поведение девочки?
Поведение девочки, девушки и женщины зависит от влияния четырех сильнейших факторов: биологического, психологического, культурного и, так сказать, женского Я. В основе формирования и проявления характерных признаков пола лежат биологические особенности, например темперамент, тип нервной деятельности и др. У большинства мужчин преобладают холерические черты темперамента, а у женщин – сангвинические.
Типы высшей нервной деятельности
Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой, уравновешенностью и подвижностью. И. П. Павлов различал четыре основных типа - один слабый и три сильных: сильный уравновешенный подвижный, сильный уравновешенный инертный и сильный неуравновешенный подвижный. Данные типы центральной нервной системы соответствуют в общих чертах типам темпераментов, описанных еще Гиппократом: меланхолическому, сангвиническому, флегматическому и холерическому. Для удобства изложения очень часто используют терминологию, предложенную Гиппократом. Дети с холерическим и меланхолическим темпераментом требуют к себе особо внимательного отношения, так как более других подвержены нервным срывам и развитию нервных заболеваний. Холерики - очень подвижные, меланхолики - очень медлительные, флегматики - спокойные и уравновешенные, сангвиники - уравновешенные и подвижные. Сангвинический темперамент И. П. Павлов считал наиболее совершенным. (Подробнее особенности темпераментов мы рассмотрим ниже.)
Особенности воспитания девочек
Мы с вами знаем, что правое полушарие мозга «специализируется» на образно-двигательной деятельности, а левое – на абстрактно-мыслительной. Известно, что женщины – существа правополушарные. Проведенные психологами исследования умственных способностей мальчиков и девочек показали, что у мальчиков более развиты математические способности, а у девочек – эстетические и способности к языкам. Девочки раньше мальчиков различают цвета и оттенки, прочнее усваивают практические навыки и учатся более ровно. Мальчики и мужчины быстрее развивают свою моторику в одной области – в силе и точности действий; девочки и женщины _ в тонкости и соразмерности движений и координации действий. У девочек самооценки субъективны, в них делается упор на испытываемые чувства, переживания, мечты и конфликты, а у мальчиков самохарактеристики касаются деятельности, реальных событий и явлений. Важно отметить, что достижение независимости не является основной задачей психологического развития женщины. Ее личность формируется и осознает себя в отношениях и связях, а развитие идет по пути все большего усложнения взаимоотношений.
От чего зависит будущее девочки?
На биологический фактор мы повлиять не можем никак, его нужно просто учитывать в процессе воспитания, на женскую сущность – с трудом. А вот два других фактора (культурный и психологический) во многом зависят от установок и настроений общества, в котором мы живем, и от того, насколько они довлеют над нами, родителями. Будущее нашей дочери зависит от нашей с вами родительской компетенции. Что я подразумеваю под этим утверждением? То, как мы способны анализировать состояние общества и понимать (выбирать) умения и навыки, которые позволят нам жить в этом обществе и подготовить для жизни в нем наших детей. Если мы научим наших дочерей этим умениям и навыкам, дадим развиться их компетенциям, то им удастся не только выжить в этом обществе, но и расцвести. Именно в руках родителей возможность влиять на развитие дочерей вопреки общественным стереотипам. Постараюсь пояснить это на примерах («анализ состояния общества», вероятно, предполагает не только «понимание и выбор» «необходимых умений и навыков», но и формирование мировоззрения, выбор жизненной позиции и т. д.).
Что такое атрибутивный стиль поведения ребенка?
Что касается возможностей вашего ребенка, то я вам напомню о таком понятии, как атрибутивный стиль. Известно, что внешняя атрибуция предполагает приписывание неудач действию внешних обстоятельств, а успешных действий – собственным усилиям. Человек, достигший успеха или потерпевший неудачу, заинтересован в установлении причин этого. Некоторые, например, причину неудачи привыкли искать в себе, другие – всегда во внешнем мире. Здесь и проявляется стереотип отношения взрослых к успехам/неудачам детей в зависимости от половой принадлежности последних. Мальчику, который плохо занимается по математике, окружающие говорят: «Ты лентяй, бездельник, надо больше работать – и все получится». Когда он успевает, ему внушают: «Ты мальчик, таким и должен быть». Девочке, получившей хорошую оценку, спешат сказать: «Ты молодец, ты постаралась». Если же она принесла плохую оценку, ее чаще всего утешат: «Ничего, ты девочка, может, тебе это и не надо». То есть изначально к мальчику предъявляют более высокие требования. От него ожидают успеха, тем самым формируя в нем определенные представления, которые заставляют его искать причину неудач в собственной лени, а успеха – в своих способностях. У девочек – наоборот. Поэтому старайтесь сразу приучить ребенка, а главное – себя, к мысли, что ваша дочь талантлива и способна.
Примерно в 4-5 лет, когда происходит осознание своей половой принадлежности, у девочки может возникнуть так называемый комплекс Электры. Она говорит о том, что, когда вырастет, выйдет замуж за папу. Мама же ею воспринимается как соперница. Она даже начинает переживать, так ли она привлекательна, как мама. Взрослым может это показаться забавным, но мудрая мама должна не демонстрировать свою силу и превосходство, а доступно и понятно объяснить дочери, что замуж за папу она выйти не может, потому что у папы уже есть жена, которую он выбрал, считает самой красивой и очень любит, и благодаря этому и родилась малышка. И когда она вырастет, как мама, она станет такой же красивой, у нее будет свой муж и свои дети. Мама должна привлекать дочку к женским занятиям, поддерживать ее и поощрять за каждый, даже самый маленький, успех. Тогда девочка, преодолев комплекс Электры, перестанет отождествлять себя с мамой и осознает свою собственную индивидуальность.