Игра как элемент укрепления отношений
Уж, казалось бы, сколько сказано и написано о роли игр в развитии ребенка. Никто и не думает ставить под сомнение тот факт, что детям нравится это занятие. Мы, родители, быстро усваиваем, что, если необходимо, чтобы у нас появилось немного свободного времени, то ребенка следует чем-то увлечь: он поиграет, а я смогу спокойно выпить кофе. И это замечательно. Я хотел бы, чтобы в отношении того чем, во что и как играют наши дети, мы бы еще задумались и над тем во что, как именно и когда играем с детьми мы - их родители.
Позволю себе напомнить всем нам, что игра для детей младшего возраста - единственная форма самостоятельного познания мира. Взрослея и приближаясь к рубежу школьного возраста, ребенок постепенно и все активнее к игровой подражательной форме обучения добавляет еще и более сложные формы познавания: игра по правилам, игра на достижение конкретного (формализованного, предварительно оговариваемого) результата. Да и учеба в виде целевых занятий-уроков, длящихся 15-20 минут, становится более доступным способом дружить с миром, быть компетентным все в более сложных его областях. Что способна давать игра ребенку? Какова роль родителя в игре? Используем ли мы, родители, игру в полной мере?
Примерно до трех лет наши дети заняты познаванием базовых характеристик отдельных предметов и простых (однозначных), в их трактовке, явлений. Простое манипулирование предметами, знакомство с формами, вкусом, звуками и многими другими свойствами окружающего мира постепенно усложняется и переходит в эксперименты, связанные с действиями и поступками. Если я остался один, то нужно покричать, и, скорее всего, мама вернется и даже возьмет на руки. Если ложку бросать, то мама будет ее поднимать. Если ложка будет падать, то мама будет давать мне новые ложки. Если бросать ложку достаточно долго, то мама почему-то перестает быть доброй: у нее меняется голос, движения становятся резкими и т. д.
Идет процесс идентификации отдельных предметов, некоторых их свойств и очень многих явлений, связанных не только с поведением (реакцией) родителей, но и, например, с явлениями природы. Дождь, снег, разбивание палкой корочки льда на замерзшей луже, поедание песка на пляже, купание пульта от телевизора в ванне, приготовленной мамой, и еще много-много аналогичного. Это целый пласт впечатлений, знаний и опыта, который ребенок впитывает в себя, подобно губке.
Очень важно родителю в этот период оставаться спокойным. Быть последовательным в своих комментариях в отношении событий, связанных с таким этапом жизни ребенка, который я бы назвал активным знакомством. Возможно, для родителя окажется достаточным просто вовремя ловить себя на одной-единственной мысли: методичное выбрасывание ребенком предмета (будь то ложка, тюбик с кремом или носки) не ставит целью вывести маму из равновесия. Это игра и не более того! Вспоминая об этом вовремя, очень многие действия ребенка родителю становится легче принимать, а свое отношение к этим поступкам делать лояльнее и становиться терпимее к растущей самостоятельности сына или дочери.
Перешагнув возрастной рубеж трех лет, ребенок обретает способность мыслить образами. Появляются признаки такой игры, в которой ребенок копирует события из окружающей его жизни. И очень быстро такое копирование становится все более сложным, все более качественным повторением действительности. Да, конечно, повторяя действия мамы, которая готовит отбивные, ребенок может и, скорее всего, будет стучать не по куску мяса и не молотком из детского набора, а, например, трубкой домашнего телефона по журнальному столику. Уважаемый Родитель, не спеши принимать это на свой счет. Просто-напросто уже пришло время твоего более активного участия в познавательных действиях твоего ребенка. Малыш, скорее всего, не ставил целью уничтожение телефона и приведение родителя в состояние ярости. Это значит, что для тебя наступило время уделить ребенку 2-3 минуты, чтобы он использовал более подходящие средства, чем трубка телефона и поверхность журнального столика, для того чтобы самостоятельно воспроизвести увиденные действия родителя. В центре внимания ребенка сейчас повторение самого процесса. Хочется назвать это обезьянничанием - пожалуйста, имеешь полное право. Ведь не напрасно о детях говорят, что они, как обезьяны, повторяют все, что увидят. Как правило, у такого моделирования очень скоро появятся узнаваемые родителями признаки наличия целого сюжета в игре ребенка. Последовательные и довольно точно копирующие реальность действия ребенка трех-пяти лет могут восхищать даже скептически настроенного родителя. Пока еще ребенку не всегда важен результат, пока доминирует и является наиболее значимым для него сам процесс: сюжет и развитие событий - они сейчас первостепенны в играх. И до шести лет во многих своих играх ребенок может желать вообще отсутствие партнера для своей игры. Даже проведя некоторое время в играх с группой сверстников, ребенок пяти лет может совершенно спокойно отойти в сторону и затеять собственное представление, не связанное с необходимостью участия в нем кого бы то ни было еще.