Дистанционное консультирование: ответ практической психологии вызовам современного общества
Любой специалист-психолог скажет, что индивидуальное или семейное консультирование более эффективно, чем консультирование, проведенное дистанционно при помощи телефона, электронной почты, программ Qip, Skype.
В целом соглашаясь с данной точкой зрения, хотелось бы проанализировать эти виды психологической помощи, что бы глубже разобраться в данном вопросе.
Для начала назовем «узкие» места дистанционного консультирования по сравнению с его очным вариантом. При этом оговоримся, что консультирование по Skype приближается по своим характеристикам к обычной встрече с психологом в его кабинете.
Поэтому охарактеризуем дистанционное консультирование по электронной почте, Qip:
прежде всего, психолог не видит клиента непосредственно, то есть, лишен возможности наблюдать его эмоции и поведенческие проявления;
специалист не видит первой, самой естественной реакции клиента на вопросы, задания, упражнения;
нет визуального контакта «глаза – глаза» между участниками консультационного процесса;
существует некоторая ограниченность психолога в подходах и методиках работы с клиентом;
из-за необходимости излагать мысли в текстовом формате несколько ниже скорость консультирования.
Несмотря на вышеописанные особенности, дистанционное консультирование все больше входит в нашу жизнь и теснит традиционные виды психологической помощи. Одна из основных причин этого – стремительное изменение самого мироздания под влиянием бурного развития информационных технологий. За последние 20 лет мир сделал огромный скачок вперед и, несомненно, это лишь начало перемен.
Можно сказать, что дистанционное консультирование, как и другие виды дистанционных услуг (продажа, обучение и т.д.) – это ответ человека на изменения условий его жизни, на развитие революционных технологий в сфере информации и электронной техники.
Поэтому данный вид психологической помощи имеет и ряд преимуществ по сравнению со своими традиционными «собратьями»:
прежде всего, дистанционное консультирование обеспечивает практически полную анонимность и конфиденциальность: клиент может подписаться вымышленным именем, не видна его внешность и т.д. Это важно не само по себе, а с точки зрения возникновения у него чувства защищенности, уверенности. Многим людям рассказывать о своих проблемах в режиме «невидимки» гораздо проще, они становятся более открытыми в обсуждении проблемных вопросов;
данный вид консультирования удобен в чисто практической плоскости: клиенту не нужно выходить из дому (сиди в комфорте и общайся со специалистом). К тому же экономится время;
немаловажный фактор – оперативность связи: стороны связываются в удобное для них время и так часто, как это может быть целесообразно;
такой выше описанный недостаток консультирования как пониженная скорость, если беседа ведется в виде переписки, компенсируется возможностью участников диалога в ходе набора текста более точно сформулировать свои мысли. Для консультанта появляется дополнительное время, что бы подобрать соответствующие тесты, задания, упражнения, тщательнее продумать свои последующие действия;
большим плюсом дистанционного консультирования является возможность психолога работать одновременно с различными людьми (парами, семьями), находящимися в разных городах и даже странах. В этом случае консультирование проходит в виде конференций;
для клиента очень важна возможность широкого выбора специалиста, ведь далеко не в каждом населенном пункте есть квалифицированные психологи. Просмотрев десятки резюме, наверняка найдешь того, кто тебе наиболее подходит по проблематике, методикам работы, образованию, опыту деятельности;
еще одно преимущество дистанционной помощи – ее относительная дешевизна, ведь консультант не несет затрат на аренду офиса, коммунальные услуги и прочее.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что дистанционное консультирование, как и подобные виды психологических услуг (тренинги, обучающие курсы), имеют большие перспективы, и клиенты все чаще и чаще будут отдавать им предпочтение.
Задача же психологической науки – разрабатывать методологию такого вида помощи, практический инструментарий диагностической и психотерапевтической работы, адаптировать существующие методики под условия дистанционной работы консультанта с клиентом.
Именно при условии такого встречного движения клиенты получат возможность качественных услуг, а консультанты-психологи – смогут их предоставлять, опираясь на современные достижения науки и практики.