Телевидение и школа - две системы образования
Несмотря на то что многие авторы видят в телевидении альтернативу для школы, первое значительно отличается от последней как образовательная система. Они не только отличаются друг от друга по своему содержанию, но и представляют собой две совершенно разные технологические и, по сути, культурные системы. Подобные рассуждения характерны для теорий технологического детерминизма, согласно которым развитие человеческих цивилизаций в значительной степени обусловливается развитием технологий.
Наиболее распространенные и типичные для большинства обществ различия между двумя этими системами образования можно классифицировать по следующим категориям: институциональные цели; язык; иерархия; единство пространства и времени; обязательность; сверстники; деятельность и отсрочка вознаграждения.
Институциональные цели
Главной целью создания школьной системы было обеспечение выполнения ею функций образования и воспитания. Именно этой целью и обусловливается все происходящее внутри системы. При смелом обобщении можно говорить о том, что большинство школ, обучая определенным навыкам, знаниям и ценностям, претворяет в жизнь лишь набросок, смутно очерченный в формальном сценарии. В большинстве случаев обучение, даже в его самых демократичных и открытых формах, предполагает в основном процесс взаимодействия с учителями. Все учителя должны получить соответствующее образование и иметь диплом о педагогическом образовании, который подтверждал бы то, что они получили все необходимые для преподавания знания и навыки. Во всех обществах служба, несущая ответственность за образование (будь то государственное министерство образования, общественный совет по образованию или частная организация), осуществляет разносторонний централизованный надзор и контроль над школами для того, чтобы удостовериться в том, что они осуществляют свою деятельность в соответствии с целями, поставленными перед ними обществом.
Коммерческое телевидение, напротив, снимает с себя всякую ответственность, касающуюся образования. Помимо всего прочего, смыслом его существования является получение прибыли за счет привлечения как можно большего числа зрителей, чтобы продать рекламируемую продукцию. В связи с этим единственным мерилом влияния, оказываемого программой, является ее «рейтинг», то есть число ее зрителей.
Язык
Обучение в школе осуществляется, главным образом, на вербальной основе: в словесном, письменном или печатном выражении. По сути своей все вербальные языки абстрактны, их знаковые системы являются социальной условностью, а их интерпретация предполагает приписывание смыслов и значений знакам (как буквам, так и звукам). Вербальные языки линейны, они требуют определенного порядка слов (соответствующего грамматике и синтаксису каждого языка), а их понимание требует систематического распознавания письменных или устных текстов (то есть нужно слушать сообщения или читать их, чтобы понять содержание).
Телевидение и школа - две системы образования
Телевидение, со своей стороны, основано на аудиовизуальном языке. Его визуальное измерение материально, и его понимание осуществляется за счет перехода от восприятия конкретного к абстрактной интерпретации (например, от восприятия процесса обмена взглядами к абстрактному понятию любви). Оно единовременное, целостное и нелинейное. Живая картинка (меняющаяся со скоростью 20 кадров в секунду) воспринимается как единое целое, поскольку здесь невозможен детальный линейный анализ, применимый к вербальным текстам.
Тот факт, что две этих системы основаны на разных формах выражения, требует от детей применения разных когнитивных навыков работы с текстами, которые носят преимущественно вербальный характер в школе и в телевизионной культуре.
Иерархия
Школа является институтом, основанным на иерархии совокупных знаний и навыков учеников. В большинстве стран мира школьное образование является обязательным. Поэтому дети должны пройти единый курс обучения, начинающийся с детского сада, а в некоторых обществах даже раньше, и продолжающийся в строго фиксированном порядке (первый класс, второй класс и так далее, за исключением тех случаев, когда ученики перескакивают через какую-то ступень или остаются на второй год). Обучение продолжается до достижения учениками обязательного уровня образования или возраста, когда пора покидать школу. Например, большинству детей просто не удастся научиться умножению, пока они не научились держать карандаш, визуально распознавать цифры и пока они не освоили сложное понятие функции и значения чисел. Аналогичным образом было бы чрезвычайно трудно понять историю африканских наций в десятом классе, если в первом и втором классах детей не учили читать и писать, и т.д.
Телевидение же не является иерархическим институтом. Каждый человек может состоять в любом из его «классов» (программ) вне зависимости от приобретенных ранее знаний и навыков, возраста или полученного аттестата.
Единство времени и пространства
Характеристику единства времени и пространства можно отнести к большинству школ и проводимых в них занятий. То есть большинство учеников определенного класса изучают одну и ту же тему в течение заранее предопределенного периода времени. К примеру, школьный день начинается в определенный час, и ученики не должны опаздывать. Урок математики в пятом классе начинается точно со звонком в 9.00 в их собственной классной комнате. Все ученики в это время должны заниматься только математикой. Любая попытка заняться чем-нибудь другим строго пресекается (будь то рисование, болтовня, передача записки другу, разговор по мобильному телефону, перекусывание, чтение книги, выполнение домашнего задания на другой урок или даже сон).
В противоположность этому, несмотря на то, что телепередачи идут по заранее определенной программе, просмотр телевизора не требует регламентированного единства времени и места. Никто не должен смотреть одну и ту же программу в одно и то же время и в одном и том же месте. Напротив, просмотр телевизора чаще всего носит совершенно независимый характер. Каждый ребенок может смотреть телевизор в соответствии со своими собственными предпочтениями и расписанием. Он может прекратить смотреть программу на середине, переключиться на другой «класс», отложить просмотр или параллельно заниматься чем-нибудь другим.
Обязательность
Формальное школьное образование - это непосредственное вмешательство в жизнь детей. Они практически не имеют права голоса, по крайней мере, в тех обществах, где школьное образование является обязательным. Родители имеют свободу действий лишь в вопросе выбора школы.
Более того, становясь элементом этой системы, дети возлагают на себя определенную ответственность и задачи, которые они выполняют в нормированной системы позитивных поощрений и негативных санкций (похвалы, оценки, наказания). В течение всего времени обучения дети также постоянно находятся под контролем и наблюдением взрослых - особенно в ранние годы.
Просмотр телевизора, в свою очередь, имеет преимущественно добровольный характер, и его контроль взрослыми довольно ограничен. С его стороны не существует никаких требований и обязательств. Нет проверки достигнутых результатов и мотиваций. Просмотр телевизора не навязывается насильно и чаше всего очень приятен для зрителя.
Сверстники
В условиях совместного обучения в школе дети многому учатся у своих сверстников. Они делятся друг с другом идеями и опытом, берут пример в учебе, вместе балуются и т.д. Большинство детей в каждом классе - одногодки и часто очень близки по другим социально-демографическим показателям, таким, как социально-экономический статус, этническая принадлежность и вероисповедание. Большая часть современных школ организует учебный процесс вне зависимости от интересов отдельного ученика, в соответствии с общим учебным планом, стандартными уровнями аттестации и так далее, что, в свою очередь, обусловливает индивидуальные потребности, отношение к учебе и способности каждого ученика. В прогрессивных институтах образования применяется индивидуальный подход. В этом случае размер классов значительно меньше, задания выполняются в небольших группах, а ученики разделяются в зависимости от их интересов, потребностей и/или способностей.
В противоположность этому телевизионное обучение обычно осуществляется в отрыве от сверстников, совместно с одним или двумя близкими друзьями или внутри разновозрастной семейной группы. Телевизионный «учебный план» далек от того, чтобы учитывать индивидуальные интересы. Напротив, обычно он стремится быть как можно более глобальным по своему охвату, чтобы как можно большее число самых разных зрителей. Например, популярный японский мультфильм - программа, рассчитанная на детей всего мира, без разбора, если не считать несколько немногочисленных культурных и языковых меньшинств. Иными словами, не существует отдельных версий этого мультфильма для исключительно одаренных детей в, для мексиканских детей, иммигрировавших в США, или для детей мусульманского вероисповедания в Алжире. То есть программы, популярные во всем мире, транслируются всей совокупности детей мира, вне зависимости от возраста, культуры и социально-экономических различий.
Деятельность
Школьное обучение сопровождается или даже требует осуществления многих видов деятельности: выполнения домашней работы, практических заданий, участия в групповых обсуждениях, экскурсий, работы над проектами и т.п. Позиция современной педагогики исходит из того, что активное обучение наиболее эффективно и обладает большей значимостью для учеников.
Телевизионное обучение строится на основе когнитивных и эмоциональных процессов, вызываемых просмотром и случайным образом подкрепляющихся разговорами. Если не считать годы раннего детства, большинство детей ведут себя не очень активно физически во время просмотра. Они не «отрабатывают на практике» то, чему учатся во время просмотра, не перерабатывают понятия и навыки, выполняя домашнюю работу или готовясь к контрольной работе, и не ходят на экскурсии в места, показанные в их любимых программах.
Отсрочка вознаграждения
Обучение в школе требует от детей способности получать отсроченные вознаграждения. Силы, вложенные в языки, физику или географию, частью долгого процесса приобретения ребенком знаний и навыков во имя того, что видится смутным и неясным, особенно для ребенка. Чаше всего будущее описывается им как что-то, что будет экономически надежным и удовлетворительным. Тем не менее все требует от ребенка долгосрочных: и чтение книги, и выполнение задания, и получение оценки.
Эти и другие существенные отличия указывают на многие преимущества телевидения в глазах детей. С их точки зрения, это вид деятельности и даже культура, в которую они входят добровольно. Она ничего не требует от них и дарит удовольствие и веселье, и к тому же все это находится под их контролем. Более того, повышенное внимание телевидения к межличностным взаимоотношениям, борьбе добра и зла или любви и ненависти создает у большинства детей ощущение, что это более значимо, привлекательно и интересно, чем многое из того, что изучается в школе и кажется таким незначительным и оторванным от жизни. Таким образом, телевидение предлагает альтернативный способ получения знаний о мире и себе самих, угрожая оттеснить на второй план школу, которая всегда занимала место в образовании детей.