Развитие интеллектуальной сферы ребенка: с чего начинать
Люди входят в подростковый возраст примерно в одиннадцать –двенадцать лет и, по мнению специалистов по психическому развитию, находятся в этом возрасте вплоть до девятнадцати-двадцати лет.
Подростки – уже не дети, но еще и не взрослые и эти отличия проявляются буквально во всем и, конечно же, не минуют развитие интеллектуальной сферы человека.
Подростка невозможно называть «ребенком», потому что он им уже не является. Невозможно называть его и взрослым – он только приобретает знания, навыки и психические новообразования, которые необходимы взрослому человеку. Интеллект – одна из этих составляющих. Подростковый интеллект отличается как от детского, так и от взрослого, являясь переходной стадией между первым и вторым. И как переходные виды у Дарвина, обладает одновременно чертами и того и другого «возраста», что утяжеляет общение с подростком для его окружения. Детский интеллект подвергается и качественным и количественным изменениям по пути к формированию интеллекта взрослого.
Основной путь развития интеллекта подростка лежит через развитие абстрактного мышления. При том, что взрослые прекрасно владеют этой способностью, им, взрослым, кажется, что они с этой способностью родились. Тем не менее, первые зачатки абстрактного мышления появляются в районе шести лет, и на протяжении всего подросткового возраста будут развиваться. Основным приобретением этого качества является размышление над вербально сформулированными гипотезами. Зачастую подростки кажутся излишне «заумными» и начинают философствовать буквально «на пустом месте». Отнеситесь к этому спокойно – они тренируют навык. Кстати, тяга к философствованию может пропасть после выхода из подросткового возраста. Фантазии и вымыслы также характерны для подростков, хоть они меняют свою направленность: если младшие школьники мечтали о том, как найти волшебную палочку или как бы попасть в страну Оз, то подростки мечтают более абстрактно, но выделяют на это занятие довольно много времени.
Развивается интеллект и в обучении: перед подростками стоит непростая задача, которая, к сожалению, практически не находит поддержки в образовательных учреждениях, - им необходимо проникнуть в суть вещей, разобраться в связях между явлениями и научиться пользоваться своими знаниями о конкретных вещах для того, что бы мочь делать выводы, не вскрывая, грубо говоря, вещь. Фактически подросткам необходимо понять сущность вещей, которая слишком часто слишком сильно отличается от внешнего вида. Знания перестают быть набором сведений, а становятся сетью представлений, связанных между собой рассуждениями.
В результате обучения в подростковом возрасте человек (в идеале) должен научиться видеть весь мир как систему связей, не поддающихся точному измерению, но обладающих сутью. Мир в таком случае представляет собой обобщенную реальность, которую подросток способен увидеть и осмыслить. Во многом это становится возможным благодаря повышению «интеллектуализации»памяти и восприятия. Это относится не только к школьным урокам, но ко всей жизни подростка. Поэтому так важно, что бы подросток имел разнообразные интересы и пробовал различные направления, выбирал занятия себе по душе. При этом, как вы наверняка знаете, подростки непоследовательны, в том числе и в своих интересах. Что ж, это нормально – для того, что бы познать мир, недостаточно делать чертежи для уроков. Тем более, если вы заинтересованы в развитии интеллектуальной сферы вашего подростка – помогайте ему, предоставляя в пользование как можно больше различной информации и ни в коем случае не отказываясь от бесед с ним, или давя его размышления «авторитетом». Помните, что подростки на редкость тяжело переживают оценочные суждения и в результате неудачной шутки родителя могут получить даже психологическую травму.