Детская психология
Психология наука сложная, многогранная, состоящая из многих отраслей. Одной из составляющих фундаментальной науки, изучающей закономерности развития ребенка является детская психология.
Детская психология исследует детское поведение, чтобы понять ребенка, выявить механизмы реагирования на различные ситуации, понять, что малыш чувствует, думает, как он воспринимает окружающую обстановку. Какие ключевые моменты наиважнейшие в развитии и взрослении, какие стадии развития проходит ребенок. Понимание этих моментов позволяет предсказывать особенности развития ребенка, и прогнозировать, как произошедшие события могут отразиться на его дальнейшей жизни.
Сегодня детская психология рассматривает жизненный цикл ребенка, начиная с 8 недель внутриутробного развития. Именно к этому сроку у эмбриона формируется нервная система, и он начинает получать ощущения, начинает чувствовать эмоции и чувства, которые испытывает мать.
Проведя более 30 недель в утробе матери, малыш получает самые важные первые впечатления о себе, о своих родителях, о будущей жизни. Поэтому и не рекомендуют психологи обращаться к малышу по половому признаку. На ранних этапах пол ребенка выявить невозможно, и изменить его тоже нельзя. А несоответствующее обращение к нему может нанести психологическую травму, в последствие чего у малыша будут сложности с половой идентификацией и не исключено, что и с сексуальной ориентацией. Также непоправимый ущерб психике малыша наносит материнское нежелание появления малыша на свет. Многие психологи отмечают, что нежеланные дети зачастую испытывают трудности в адаптации с окружающим миром, стремятся доказать свое право на существование, нередко совершая по этой причине противозаконные поступки.
Первичной психологической потребностью ребенка, даже в эмбриональной стадии развития, является потребность в любви, ласке и заботе. Новорожденный не может оценить, насколько дорого стоит его коляска, сколько стоит его одежда и сколько родителям приходится тратить на подгузники. Для его нормального развития самым важным является психологический контакт с родителями.
Вторичными психологическими потребностями является потребность в знаниях, малыш не может нормально развиваться и формироваться как личность, не получая знаний об окружающей среде и людях. Он тянется ко всему, стремится изучить все предметы, которые попадаются ему на пути.
Детская психология одна из самых интересных и неизведанных отраслей психологии. Сложность изучения предмета состоит в том, что маленькие дети не могут описать происходящие внутри процессы, свои ощущения, впечатления, чувства.
Многие известные исследователи предположили, что решающим периодом формирования личности является возраст до 14 – 15 лет, то есть период развития и роста до наступления полового созревания. Причем каждый из них выделил особые мотивы, движущие развитием ребенка.
Другой великий деятель, Жан Пиаже, рассматривал развитие психики ребенка через развитие интеллекта. Он выделил 4 стадии развития: от рождения до 2-х лет стадия сенсорно-моторного интеллекта, от 2-х до 7-ми лет стадию дооперационного мышления. От 7-ми до 11 лет стадию конкретных операций и от 11 до 15 лет стадию формальных операций.
Еще один психолог, Эрик Берн предположил, что каждый ребенок исходя из родительских установок, заложенных с детства, привыкает к определенным формам реагирования на все процессы. К семи годам малыш на основе полученных знаний формирует свой жизненный сценарий, то есть вырабатывает столь привычные реакции на события, что в последствие не может от них избавиться. Исходя из родительских установок, заложенных с детства, можно сделать прогноз на дальнейшую жизнь человека, на его поведение и отношения с обществом.
На сегодняшний день насчитывается около 300 вариантов периодизаций важнейших этапов развития ребенка. И, несмотря на это, детская психология развивается дальше, выявляя новые и новые закономерности психического развития детей.