Вскармливание грудного ребенка (один месяц - один год)
Большинство детей, вскармливаемых свободно, сами постепенно устанавливают оптимальный для себя режим кормления:
- в возрасте 1,5-2 мес – 7 кормлений с 3-часовым перерывом или 6 кормлений с 3,5-часовым перерывом;
- в возрасте от 2 до 5 мес – 6 кормлений с 3,5-часовым перерывом;
- в 4 или 5 мес – 5 кормлений с 4-часовым перерывом;
- 9 мес – 4-5 кормлений.
Здоровый ребенок сам регулирует необходимое количество молока, получаемого им за одно кормление и за сутки.
Вскармливание грудного ребенка (один месяц - один год)
Общую потребность ребенка составляет сумма затрат на обеспечение пластических процессов, связанных с ростом ребенка, на двигательную активность, а также на основной обмен и специфически динамическое действие пищи. ВОЗ рекомендует 120 ккал на килограмм массы тела для детей 0-3 мес, постепенно снижая норму до 105 ккал на килограмм в день для детей 9-12 мес. В табл. 1 представлены нормы калорийности и пищевых ингредиентов Коллегии МЗРФ.
Таблица 1. Нормы суточного потребления пищевых веществ и энергии, утвержденные Коллегией МЗ РФ 31.05.91 г.
Возраст, мес
Ккал/кг
Белки
Жиры
Углеводы
Соотношения Б/Ж/У
0-2
115
2,2
6,5
13
1/3/6
3-5
115
2,6
6,0
13
1/2/5
6-11
110
2,9
5,5
13
1/2/4,5
Вскармливание ребенка грудным молоком
При достаточной лактации у матери ребенок до 5-6 мес должен получать только грудное молоко. Нет необходимости вводить дополнительно жидкость, соки, тем более ранний прикорм.
В методических рекомендациях ВОЗ 2002 г. утверждается, что коровье молоко не должно использоваться в питании детей в качестве питья до наступления 9-месячного возраста, а если позволяют средства и возможности, то до 12 мес. Тем более, что еще в 80-е годы XX столетия появились достоверные доказательства того, что коровье молоко вызывает диапедезные кровотечения из кишечника, что в сочетании с низким содержанием и усвоением железа приводит к развитию железодефицитной анемии.
К числу нутриентов, лимитирующих пищевую ценность женского молока для детей старше 6 мес, относятся белок, витамины С, В12, фолиевая кислота и особенно минеральные вещества (железо, кальций, цинк, селен, магний).
Вскармливание грудного ребенка соками
Важно, чтобы при вскармливании грудного ребенка в его рацион включались различные виды углеводов и пищевых жиров, отличных от тех, что присутствуют в женском молоке, в частности сахароза, крахмал, растительные масла. Поставщиками их являются овощи и фрукты, вводимые ребенку с соком и овощным пюре. Первым вводится яблочный сок, который характеризуется относительно низкой кислотностью и невысокой потенциальной аллергенностью. Затем можно рекомендовать сливовый, вишневый; соки с высокой потенциальной аллергенностью (абрикосовый, черносмородиновый, персиковый, клубничный) нельзя давать ранее 6-7 мес.
Для расчета объема соков существует формула V=n·10, где n – число месяцев жизни, но не более 100 мл.
Показания для введения прикорма грудному ребенку
- угасание рефлекса выталкивания языком пищи при хорошем проглатывании;
- жевательные движения при попадании в рот соски или других предметов – готовность к жеванию;
- прорезывание зубов;
- повышенное слюноотделение; усиление функции слюнных желез происходит с 4 мес;
- уверенное умение сидеть и интерес к пище;
- отсутствие аллергических проявлений;
- достаточная зрелость ЖКТ, чтобы усвоить небольшое количество продукта густого прикорма без расстройства пищеварения на этот продукт.
Физиологическим обоснованием функции ЖКТ для введения прикорма является:
1.
Усиление функции слюнных желез с 3-4 мес;
2.
Усиление кислотности и активности ферментов ЖКТ – с 5 мес;
3.
Усиление функции поджелудочной железы – с 5-6 мес;
4.
Снижение повышенной проницаемости слизистой оболочки кишечника, с 4 мес созревание гликопротеидного компонента слизи;
5.
К тому же вводимые балластные вещества и пищевые волокна являются естественными сорбентами, они препятствуют возникновению гипокинетического синдрома пищеварительной системы.
Если у кормящей грудью женщины достаточная лактация, то прикорм рационально вводить с 6 мес, ибо более раннее введение другой пищи ведет к снижению сосательной активности ребенка и возможности развития аллергических реакций.
Введение первого овощного прикорма следует начинать с одного вида овощей (кабачки или цветная капуста), затем постепенное расширение ассортимента овощей: белокочанная капуста, картофель, морковь, репа, тыква, позднее – томаты, зеленый горошек.
С овощами ребенок дополнительно получает тирозин и цистин, необходимые для правильного развития.
Введение второго прикорма грудному ребенку
Второй прикорм в виде молочной каши вводится через 3 нед после первого. Используются безглютеновые злаки – рис, гречневая и кукурузная мука. Глютенсодержащие злаки могут вызвать у детей развитие глютеновой энтропии.
Прикорм вводится постепенно с малых количеств, одной-двух чайных ложек с постепенным увеличением до возрастной нормы. Прикорм необходимо давать с ложки, ребенок сам должен губами снять пищу с ложки. Можно использовать сухие каши быстрого приготовления ОАО компании «Нутритек» (Россия), использование метода энзиматического гидролиза приводит к тому, что в каши не добавляется сахар, на вкус они сладкие. Каши содержат 12 витаминов, которые не разрушаются, так как эти каши не варятся, а также содержат линолевую и линоленовую кислоты. Они обогащены восстановленным железом – 10 мг на одну порцию (100% рекомендуемого суточного потребления).
Введение третьего прикорма грудному ребенку
С 9 мес вместо мяса 1-2 раза в неделю можно давать рыбу.
Таким образом, к 9-10 мес ребенок получает 3 прикорма и 2 грудных кормления – утром и вечером (на ночь). С 7 мес можно давать ¼ яичного желтка, с 8 мес – ½ желтка.
При введении каждого прикорма необходимо строгое соблюдение следующих правил:
1.
Начать вводить прикорм только здоровому ребенку при нормальном стуле;
2.
Не вводить прикорм при изменении условий жизни ребенка (например, при переезде);
3.
Первый прикорм лучше давать во второе кормление;
4.
Прикорм давать первый раз с малых количеств (с одной чайной ложки) в теплом виде перед кормлением грудью;
5.
Прикорм давать только с ложки;
6.
Прикорм вводить постепенно, увеличивая с 1-2 чайных ложек до 150 мл в одно кормление;
7.
Переход к новому виду прикорма возможен только после привыкания к предыдущему, но не ранее, чем через 3-4 нед.
Основные критерии адаптации ребенка к новой пище и показатели адекватности питания:
- хорошая прибавка массы тела и роста в соответствии с возрастными нормами;
- сохранение аппетита;
- спокойное поведение и сон, положительные эмоции ребенка;
- чистота кожных покровов (отсутствие аллергии);
- нормальный стул (оформленный или полуоформленный без непереваренных остатков и неприятного запаха);
- нормальное нервно-психическое развитие ребенка.
Правила гигиенического воспитания при введении прикорма:
- пищу брать губами с ложечки, «не вталкивать в рот» ребенку;
- сухарик, ½ яблока давать в руку ребенку;
- с 7 мес пить из чашки (вначале держит взрослый, с 11 -12 мес – ребенок держит самостоятельно);
- с 8 мес ребенок должен сидеть за столом на специальном стуле;
- с 8-9 мес должен держать в руке ложечку и приучаться пользоваться ею;
- использовать салфетку;
- приучать к опрятности.
Отнятие от груди ребенка
Отнятие от груди должно быть безболезненно для ребенка.
Следует придерживаться определенных правил:
1.
Убедиться, что ребенок ест достаточное количество пищи;
2.
С 12 мес заменить утреннее кормление цельным коровьим молоком или кефиром, а через 1-2 нед – вечернее;
3.
Стараться избегать ситуаций, которые напомнили бы ребенку о кормлении грудью;
4.
Демонстрировать ребенку свое внимание и любовь другими способами;
5.
Не отталкивать ребенка, если он иногда будет настаивать на сосании груди;
6.
Не проводить отнятие от груди в весенне-летний период, при острых заболеваниях и обострении хронических, в поствакцинальном периоде;
7.
Ограничить прием жидкости матерью.
Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери:
- Туберкулез – открытая форма с бацилловеделением;
- ВИЧ-инфекция;
- Особо опасные инфекции (сибирская язва, оспа), столбняк;
- Состояния декомпенсации при хронических заболеваниях почек, печени, при декомпенсации сердца;
- Злокачественные новообразования;
- Острые психические заболевания.