Вскармливание грудного ребенка (один месяц - один год)

Большинство детей, вскармливаемых свободно, сами постепенно устанавливают оптимальный для себя режим кормления:


  • в возрасте 1,5-2 мес – 7 кормлений с 3-часовым перерывом или 6 кормлений с 3,5-часовым перерывом;
  • в возрасте от 2 до 5 мес – 6 кормлений с 3,5-часовым перерывом;
  • в 4 или 5 мес – 5 кормлений с 4-часовым перерывом;
  • 9 мес – 4-5 кормлений.

Здоровый ребенок сам регулирует необходимое количество молока, получаемого им за одно кормление и за сутки.


Вскармливание грудного ребенка (один месяц - один год)


Общую потребность ребенка составляет сумма затрат на обеспечение пластических процессов, связанных с ростом ребенка, на двигательную активность, а также на основной обмен и специфически динамическое действие пищи. ВОЗ рекомендует 120 ккал на килограмм массы тела для детей 0-3 мес, постепенно снижая норму до 105 ккал на килограмм в день для детей 9-12 мес. В табл. 1 представлены нормы калорийности и пищевых ингредиентов Коллегии МЗРФ.


Таблица 1. Нормы суточного потребления пищевых веществ и энергии, утвержденные Коллегией МЗ РФ 31.05.91 г.

Возраст, мес

Ккал/кг

Белки

Жиры

Углеводы

Соотношения Б/Ж/У

0-2

115

2,2

6,5

13

1/3/6

3-5

115

2,6

6,0

13

1/2/5

6-11

110

2,9

5,5

13

1/2/4,5


Вскармливание ребенка грудным молоком


При достаточной лактации у матери ребенок до 5-6 мес должен получать только грудное молоко. Нет необходимости вводить дополнительно жидкость, соки, тем более ранний прикорм.


В методических рекомендациях ВОЗ 2002 г. утверждается, что коровье молоко не должно использоваться в питании детей в качестве питья до наступления 9-месячного возраста, а если позволяют средства и возможности, то до 12 мес. Тем более, что еще в 80-е годы XX столетия появились достоверные доказательства того, что коровье молоко вызывает диапедезные кровотечения из кишечника, что в сочетании с низким содержанием и усвоением железа приводит к развитию железодефицитной анемии.


К числу нутриентов, лимитирующих пищевую ценность женского молока для детей старше 6 мес, относятся белок, витамины С, В12, фолиевая кислота и особенно минеральные вещества (железо, кальций, цинк, селен, магний).


Вскармливание грудного ребенка соками


Важно, чтобы при вскармливании грудного ребенка в его рацион включались различные виды углеводов и пищевых жиров, отличных от тех, что присутствуют в женском молоке, в частности сахароза, крахмал, растительные масла. Поставщиками их являются овощи и фрукты, вводимые ребенку с соком и овощным пюре. Первым вводится яблочный сок, который характеризуется относительно низкой кислотностью и невысокой потенциальной аллергенностью. Затем можно рекомендовать сливовый, вишневый; соки с высокой потенциальной аллергенностью (абрикосовый, черносмородиновый, персиковый, клубничный) нельзя давать ранее 6-7 мес.


Для расчета объема соков существует формула V=n·10, где n – число месяцев жизни, но не более 100 мл.


Показания для введения прикорма грудному ребенку

  • угасание рефлекса выталкивания языком пищи при хорошем проглатывании;
  • жевательные движения при попадании в рот соски или других предметов – готовность к жеванию;
  • прорезывание зубов;
  • повышенное слюноотделение; усиление функции слюнных желез происходит с 4 мес;
  • уверенное умение сидеть и интерес к пище;
  • отсутствие аллергических проявлений;
  • достаточная зрелость ЖКТ, чтобы усвоить небольшое количество продукта густого прикорма без расстройства пищеварения на этот продукт.

Физиологическим обоснованием функции ЖКТ для введения прикорма является:

1.

Усиление функции слюнных желез с 3-4 мес;

2.

Усиление кислотности и активности ферментов ЖКТ – с 5 мес;

3.

Усиление функции поджелудочной железы – с 5-6 мес;

4.

Снижение повышенной проницаемости слизистой оболочки кишечника, с 4 мес созревание гликопротеидного компонента слизи;

5.

К тому же вводимые балластные вещества и пищевые волокна являются естественными сорбентами, они препятствуют возникновению гипокинетического синдрома пищеварительной системы.


Если у кормящей грудью женщины достаточная лактация, то прикорм рационально вводить с 6 мес, ибо более раннее введение другой пищи ведет к снижению сосательной активности ребенка и возможности развития аллергических реакций.


Введение первого овощного прикорма следует начинать с одного вида овощей (кабачки или цветная капуста), затем постепенное расширение ассортимента овощей: белокочанная капуста, картофель, морковь, репа, тыква, позднее – томаты, зеленый горошек.


С овощами ребенок дополнительно получает тирозин и цистин, необходимые для правильного развития.


Введение второго прикорма грудному ребенку


Второй прикорм в виде молочной каши вводится через 3 нед после первого. Используются безглютеновые злаки – рис, гречневая и кукурузная мука. Глютенсодержащие злаки могут вызвать у детей развитие глютеновой энтропии.


Прикорм вводится постепенно с малых количеств, одной-двух чайных ложек с постепенным увеличением до возрастной нормы. Прикорм необходимо давать с ложки, ребенок сам должен губами снять пищу с ложки. Можно использовать сухие каши быстрого приготовления ОАО компании «Нутритек» (Россия), использование метода энзиматического гидролиза приводит к тому, что в каши не добавляется сахар, на вкус они сладкие. Каши содержат 12 витаминов, которые не разрушаются, так как эти каши не варятся, а также содержат линолевую и линоленовую кислоты. Они обогащены восстановленным железом – 10 мг на одну порцию (100% рекомендуемого суточного потребления).


Введение третьего прикорма грудному ребенку


С 9 мес вместо мяса 1-2 раза в неделю можно давать рыбу.


Таким образом, к 9-10 мес ребенок получает 3 прикорма и 2 грудных кормления – утром и вечером (на ночь). С 7 мес можно давать ¼ яичного желтка, с 8 мес – ½ желтка.


При введении каждого прикорма необходимо строгое соблюдение следующих правил:

1.

Начать вводить прикорм только здоровому ребенку при нормальном стуле;

2.

Не вводить прикорм при изменении условий жизни ребенка (например, при переезде);

3.

Первый прикорм лучше давать во второе кормление;

4.

Прикорм давать первый раз с малых количеств (с одной чайной ложки) в теплом виде перед кормлением грудью;

5.

Прикорм давать только с ложки;

6.

Прикорм вводить постепенно, увеличивая с 1-2 чайных ложек до 150 мл в одно кормление;

7.

Переход к новому виду прикорма возможен только после привыкания к предыдущему, но не ранее, чем через 3-4 нед.


Основные критерии адаптации ребенка к новой пище и показатели адекватности питания:

  • хорошая прибавка массы тела и роста в соответствии с возрастными нормами;
  • сохранение аппетита;
  • спокойное поведение и сон, положительные эмоции ребенка;
  • чистота кожных покровов (отсутствие аллергии);
  • нормальный стул (оформленный или полуоформленный без непереваренных остатков и неприятного запаха);
  • нормальное нервно-психическое развитие ребенка.

Правила гигиенического воспитания при введении прикорма:

  • пищу брать губами с ложечки, «не вталкивать в рот» ребенку;
  • сухарик, ½ яблока давать в руку ребенку;
  • с 7 мес пить из чашки (вначале держит взрослый, с 11 -12 мес – ребенок держит самостоятельно);
  • с 8 мес ребенок должен сидеть за столом на специальном стуле;
  • с 8-9 мес должен держать в руке ложечку и приучаться пользоваться ею;
  • использовать салфетку;
  • приучать к опрятности.

Отнятие от груди ребенка


Отнятие от груди должно быть безболезненно для ребенка.


Следует придерживаться определенных правил:

1.

Убедиться, что ребенок ест достаточное количество пищи;

2.

С 12 мес заменить утреннее кормление цельным коровьим молоком или кефиром, а через 1-2 нед – вечернее;

3.

Стараться избегать ситуаций, которые напомнили бы ребенку о кормлении грудью;

4.

Демонстрировать ребенку свое внимание и любовь другими способами;

5.

Не отталкивать ребенка, если он иногда будет настаивать на сосании груди;

6.

Не проводить отнятие от груди в весенне-летний период, при острых заболеваниях и обострении хронических, в поствакцинальном периоде;

7.

Ограничить прием жидкости матерью.


Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери:

  • Туберкулез – открытая форма с бацилловеделением;
  • ВИЧ-инфекция;
  • Особо опасные инфекции (сибирская язва, оспа), столбняк;
  • Состояния декомпенсации при хронических заболеваниях почек, печени, при декомпенсации сердца;
  • Злокачественные новообразования;
  • Острые психические заболевания.

Популярные сообщения из этого блога

Путь развития личности

Как воспитать правильное отношение к экологии?

Как ухаживать за промежностью после родов