Как победить одержимость шопингом
В последнее время многие представительницы прекрасного пола стали жертвами шопинг-мании - страсть к покупкам становится просто маниакальной. Излечима ли эта болезнь?
Моя подруга Женька позвонила мне уже в первом часу ночи: "Понимаешь, никак не могу заснуть , сегодня утром видела обалденные сапоги, и они никак не идут у меня из головы! - Услышала я в трубке жалобный голос. - Представляешь, они стоят 800 долларов, и я готова на все, чтобы их купить!", как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет
То, что Женька неравнодушна к шмоткам никогда не было для меня секретом. Помню, еще в школьные годы она, единственная из класса, продала свой ваучер и купила на него новую кофточку. Тогда ее мама еще корила за легкомыслие - мол, как можно таким образом поступать с ценными бумагами. Правда, жизнь показала, что Женька оказалась права!
В общем, Женька уже в юности убедила себя в том, что нет ничего плохого в том, чтобы тратить деньги на вещи. Имея на руках диплом журналиста, она неожиданно для всех устроилась работать продавцом в дорогой бутик - так можно было приобретать модные вещи со значительной скидкой. Кроме того, она регулярно обходит магазины одежды и обуви, вещевые рынки, выписывает вещи по красочному каталогу и через Интернет, регулярно бывает на распродажах. Подруги удивляются, откуда у нее деньги, если нет ни друга-спонсора, ни заоблачной зарплаты. Секрет прост - в то время, как шкаф полон одежды, в холодильнике - вызывающая пустота. Женькин гардероб пополняется в ущерб желудку, которому приходится довольствоваться йогуртами и сухим печеньем.
Я ничуть не сомневаюсь в том, что Женька купит свои заветные сапоги за 800 баксов, ведь только в этом случае она сможет обрести душевный покой. Другое дело, что шопинг со временем приобрел для нее уже маниакальный характер. "Даже если я иду просто куда-нибудь погулять, то обязательно оказываюсь в модном бутике и не могу удержаться, чтобы что-нибудь не купить, - говорит Женька. - Ты не поверишь, каждый новый сезон я открываю шкаф с мыслью, что мне нечего надеть!"
Я лично склонна полагать, что Женька безнадежно больна ониоманией. Это такое навязчивое влечение делать покупки в неимоверных количествах, не сообразуясь с их необходимостью и последствиями. В 90% случаев ониоманы - женщины. Есть целый ряд причин, которые приводят людей к этому заболеванию. Исследования специалистов выявили, что низкая самооценка , особенно у женщин, заставляет их покупать, покупать и покупать, чтобы стать более уверенными в себе. Эти несчастные "шопоголики" тратят подчас невероятные суммы. Однако серьезные траты не становятся преградой для пагубной привычки...
С некоторых пор я тоже начала замечать в себе признаки ониомании. Во-первых, не могу не зайти в магазин, если вижу, что там крупными буквами написано "Распродажа". Если зайду и найду вещь по приемлемой цене и нужного размера - уже не могу ее не купить. Проносив свитер неделю, чувствую, что вроде бы уже хочется что-нибудь новенького. Между тем, шкаф полон практически новыми вещами. "Что это со мной?" - пугаюсь я и начинаю судорожно искать в себе зарождающиеся признаки страшной болезни. «Может быть, у меня заниженная самооценка? Или мне не хватает внимания, восхищенных взглядов со стороны окружающих?» Но вот мой благоверный, увидев на мне сногсшибательный, по моим представлениям костюм, ничуть на это не среагировал. Он вообще не замечает, когда на мне надето что-то новое. Так для кого же я стараюсь? Ну не для мужа же в самом деле...
И вот мы сидим с подругами на кухне - я, Женька и Марина - и думаем, как нам жить дальше.
Марина - специалист в области рекламы, вообще тщательно скрывает от мужа, какую сумму она ежемесячно тратит на обновление своего гардероба.
«Девочки, я просто обожаю ходить по магазинам в поисках новых нарядов и аксессуаров, - признается Марина. - Честно говоря, я и сама боюсь думать о том, сколько денег трачу на обновки, но не думаю, что когда-нибудь откажусь от своей привычки заниматься шопингом».
Марина утверждает, что поход по магазинам для нее - что-то вроде ритуала, хороший способ снять стресс - очередная покупка поднимает настроение, и вот уже кажется, что день прожит не зря.
Марина хорошо помнит те времена, когда еще училась, жила в общежитии и из скромной студенческой стипендии с трудом выкраивала деньги на джинсы, а китайский пуховик в те времена вообще был недостижимой мечтой. И хотя денег было в обрез, Марина гордилась тем, что одевалась не хуже многих студенток своего курса. Но все же позволить покупать качественные фирменные вещи Марина себе не могла, поэтому ее сегодняшняя «шопинг-мания» - своеобразная компенсация за то, чего она были лишена в юности.
Почти всю свою зарплату и часть денег, который дает ей муж, Марина тратит на обновление гардероба. Сегодня у нее в квартире уже несколько шкафов забито вещами. Она не может остановиться, и даже высокая цена покупки ее не останавливает, хотя это часто приводит к прорехам в семейном бюджете, а муж постоянно просит жить по средствам.
Увы, приходится признать - средняя российская женщина тратит больше денег на свой внешний вид, чем мужчина. Кто из нас не знаком с ситуацией, когда шкаф забит, а одеть нечего? Вот и приходится каждый сезон подыскивать себе что-нибудь новенькое. Да, у вас есть черные туфли, но дело в том, что сегодня такую модель каблуков уже не носят, и чтобы не отстать от моды, нужно срочно бежать в магазин и приобретать новые. А косметика ? Все эти кремы, средства для укладки волос, тени, помады, духи. На все восхитительные тюбики и коробочки некоторые дамы тратят едва ли не половину своей зарплаты, в то время как мужчины часто ограничиваются покупкой пены для бритья и недорогого одеколона.
Специалисты заметили, что во время экономических кризисов, когда покупательная способность населения падает, увеличивается количество продажи губной помады. Просто женщины, даже не имея достаточно денег в кошельке, продолжают ходить по магазинам и не в силах уйти без покупки, приобретают самое недорогое - помаду.
Женщина-шопоголик идет тратить деньги, потому что нуждается в новых эмоциях. К сожалению, впоследствии она испытывает ужасное чувство вины и даже злость на саму себя, что может привести к депрессии. В итоге получается замкнутый круг. В то же время, очередная покупка все равно не сможет удовлетворить ее истинных потребностей в общении, человеческом тепле, признании заслуг.
Итак, как же сделать так, чтобы шопинг не разорил вас окончательно?
• Ни для кого не секрет, что приобрести модную вещь можно на распродажах. Цены снижаются, как правило, за месяц до окончания сезона. Акция в магазине может начаться со скидок в 15-20%, а спустя некоторое время, они могут увеличиться и до 50%. Крупные торговые дома устраивают предпраздничные распродажи, например, накануне Нового года. Но бывает и так, что покупателей просто надувают, пытаясь под видом скидки сбыть залежавшийся товар. Тут уж все зависит от того, сможете ли вы отличить настоящую распродажу от ложной. Кстати, выгоднее всего зимние вещи покупать летом, а летние, наоборот, зимой.
• Отправляясь в магазин, имейте точное представление о том, что вам надо купить. Например, вам срочно необходимы джинсы , а вместо этого вы идете смотреть обувь и, конечно же, не можете удержаться от искушения, чтобы не потратить все деньги на новые туфли. Итог - главная цель похода в магазин так и осталась нереализованной и без действительно необходимой вещи вам придется обходиться еще вплоть до следующей зарплаты. А самое главное - вы же не планировали покупать эти туфли, просто это как-то само собой получилось. Поэтому еще одно главное правило - постарайтесь контролировать себя.
• Не покупайте вещи меньшего размера. Одежду, которая вам велика, можно ушить, а где гарантия, что вы обязательно похудеете , и деньги не будут выброшены на ветер?
• Собственно говоря, а почему надо тратить все лишние деньги на вещи? Не лучше ли их потратить на себя? Например, вместо новых сапог можно оплатить семестр занятий на курсах иностранного языка или совершить небольшое путешествие.
Помните, что женщине ее гардероб обходится ровно во столько, сколько она готова на него потратить. А личный успех зависит только от вас, а не от вашего гардероба. Если по одежке встречают, то провожают все-таки по уму.