Почему так важен психологический комфорт

Проводя на работе немало драгоценного времени – а именно треть дня – хочется чувствовать себя как рыба в воде, а не как в серпентарии.

Вы можете обожать свою работу и каждый трудовой день воспринимать как праздник, потому что «работать работу» вам нравится. Но иногда в голову закрадываются мысли, что часть коллектива равнодушна к вам, а кого-то не замечаете вы сами. А кто-то, на ваш взгляд, и вовсе несносен, а учитывая, что без деловых контактов внутри коллектива не обойтись, – тушите свет! А ведь так хочется, чтобы выражение «работа – второй дом» оправдывало себя и чтоб атмосфера не напоминала дом сумасшедший, а отношения в коллективе были по-семейному теплыми и душевными.

Организационная психология сейчас на пике популярности, и такие термины, как «социально-психологический комфорт» и «командообразование», у всех на устах. Понятия эти взаимосвязанные, ведь команда – это сплоченный трудовой коллектив, а социально-психологическая совместимость и комфорт – не что иное, как следствие схожести интересов, ценностей и ожиданий членов коллектива.

Далеко не из каждой группы сотрудников можно сформировать сплоченную команду. А требования таковы:

• Во-первых, все члены коллектива должны, ну просто-таки обязаны (при этом не под дулом пистолета, а по доброй воле) воспринимать работу с оптимистичной установкой «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

• Коллеги воспринимают друг друга уж если не как закадычных друзей (ведь дружбу на работе многие считают ошибкой), то как хороших знакомых. Согласитесь, нелепо говорить о сплоченности и здоровой атмосфере, если дам из бухгалтерии вы чтите и любите только в день зарплаты, а остальные 21 рабочий день – здороваетесь с ними сквозь зубы.

• Психологи, изучающие отношения внутри коллективов, вывели прямую зависимость между близостью рабочих мест и сплоченностью группы. Так что знайте, никто не принуждает вас любить абсолютно всех сотрудников фирмы (а их количество со всеми филиалами и представительствами может насчитывать свыше тысячи голов), но уж в родном отделе поддерживать душевную атмосферу – сплошное благо.

• Особое внимание уделяется размеру группы. Афоризм «Двое – компания, трое – уже толпа» в данном случае неактуален, ведь такая «компашка» как минимум не сможет в полной мере реализовать свои цели. Оптимальной для выработки командного духа считается группа из 5-9 человек. Психологи подсуетились и в этом аспекте и выяснили, что группы с четным количеством участников более продуктивны, чем с нечетным.

Одно из важнейших условий сплоченности и комфорта в группе – психологическая совместимость участников. Схожесть жизненных ценностей, установок и принципов – это, безусловно, плюс. А вот идентичность темпераментов и характеров не всегда гарантия спокойствия и комфорта – с какой стороны ни посмотри. Если вместе соберутся прирожденные лидеры и вожаки – обязательно переругаются, принимая верное решение. Группа «исполнителей» и «ведомых» тоже потерпит крах, решая важные задачи. Не факт, что среди них найдется смельчак, готовый возложить всю ответственность на свои плечи. Поэтому взаимодополняемость сотрудников – и есть тот желанный ключ к эффективной и бесконфликтной трудовой деятельности. При таком мудром подходе отрицательные черты одного сотрудника можно уравновесить положительными чертами другого. Например, пессимизм и замкнутость меланхолика нейтрализуются оптимизмом и общительностью сангвиника. Частую смену настроений и увлечений холерика хорошо дополняют спокойствие, логичность и устойчивая целеустремленность флегматика.

Во многом дружелюбная или недружелюбная обстановка на работе зависит от самых от верхов. Нет-нет, речь не о всевышнем, а о вашем руководстве. Трудно чувствовать себя в коллективе как в семье, если шеф – личность авторитарная, пряниками сотрудников не кормит, зато хлыстом машет так интенсивно, что у всех закладывает уши. В коллективах, где царит подобный стиль руководства, свобода действий и передвижений сотрудников строго регламентирована. Иначе говоря – ограничена. Такой подход отнюдь не способствует доверительной обстановке, а разве получится любить тех, кому не доверяешь? Надеемся, ваш начальник не самодур-индивидуалист, а самый что ни на есть душка, доверяющий своим подчиненным и воспринимающий их как равных.

Хотите понять, работаете ли вы в команде или так, мимо пробегали? Тогда ответьте на следующие вопросы:

• Считаете ли вы себя реальной, «ощутимой» частью группы?

Очень надеемся, что на этот вопрос вы ответили «да» и, даже причисляя себя маленьким винтиком в огромном механизме, осознаете свою ценность как сотрудника, с которым считаются.

• Если бы вам предложили такую же работу (по должностным обязанностям) за равную зарплату в другой организации, подумали бы о возможности перехода туда?

Положительный ответ – тревожный звонок о том, что в данном коллективе вы чувствуете себя неуютно и, возможно, испытываете стресс от необходимости работать бок о бок с этими людьми.

• Как вы уживаетесь со своими коллегами? Часто ли случаются конфликты?

Полностью избежать возникновения малейшего конфликта – слишком утопичное требование к тем, кто сотворен из плоти и крови. Но слишком частые ссоры в организации – не от хорошей жизни, и командным духом в таком случае не пахнет вовсе.

Если в коллективе не наблюдается регулярных агрессивных стычек, «дедовщины», общения на повышенных тонах, и вы сами чувствуете себя на работе комфортно, значит поводов для беспокойства нет. Даже если общение с коллегами слишком формальное и исключительно по работе, это совсем не синоним равнодушия и тем более враждебности. Деловое, но вежливое взаимодействие в рамках рабочего процесса – признак профессиональной команды. А при желании всегда можно попытаться внести нотки душевности: сделать комплимент, пошутить или ненавязчиво предложить вместе пообедать.

Популярные сообщения из этого блога

Путь развития личности

Как ухаживать за промежностью после родов

Как воспитать правильное отношение к экологии?